Паруса за забором. В Петербурге разгорается конфликт между государственным и частным яхтингом

Разговоры о том, чтобы сделать Петербург яхтенной столицей России, идут уже много лет. И дело вроде движется - активно работают парусные школы, в режиме нон-стоп проходят соревнования разного уровня. Разумеется, вся эта жизнь держится не только на романтике и благородных идеях, но и на серьезных деньгах. Сами яхты, их содержание и стоянка, обучение яхтсменов и регаты - все это дело дорогое. Не случайно парусный мир тесно переплетается с миром коммерции. Иногда их интересы совпадают, и тогда возникает, к примеру, суперуспешный Яхт-клуб Санкт-Петербурга в Лахте. Но порой они оказываются «двумя медведями в одной берлоге», и тогда между ними вспыхивает настоящая война.

Паруса за забором. В Петербурге разгорается конфликт между государственным и частным яхтингом | ФОТО Михаила РУТМАНА

ФОТО Михаила РУТМАНА

Яхтсменов погубили... рестораны

В 2008 году на Крестовском острове у Южной дороги был практически дикий берег. Но сюда пришли деловые люди с весьма амбициозным замыслом: возродить существовавший в этих местах до революции Санкт-Петербургский парусный клуб. Для чего были созданы две фирмы - «Балтэкспресс-Альфа» и «Русский яхтинг». Первая получила в аренду большой участок прибрежной земли и заключила договор водопользования, вторая начала создавать понтонную стоянку.

В течение года берег был облагорожен - на 2,5 метра поднят его уровень, построены набережная, причал и несколько береговых сооружений. В том числе - весьма оригинальное административное здание с асимметричной скошенной крышей и большим, во всю стену, окном, выходящим на воду. Внутри - холл, кабинеты, раздевалка для яхтсменов, душ, туалет. На воде же возникла «гребенка» понтонов, соединенных мостками.

Во вновь образованном «яхтенном порту» закипела жизнь. Неудивительно, место было воистину роскошным: на берегу - прекрасная зона отдыха, с воды - прямой выход в залив. Платную стоянку, оборудованную электричеством и водой, с удовольствием облюбовали хозяева катеров и яхт.

Проект был «долгоиграющим», окупить затраты предполагалось в лучшем случае лет за двенадцать. Для увеличения доходной статьи бизнесмены от яхтинга взяли в компаньоны деятелей ресторанного бизнеса. На арендованной земле в мгновение ока возникло несколько увеселительных заведений, и развернувшаяся там разгульная жизнь со временем стала куда более заметной, чем яхтенная.

Отголоски этого разгуляева достигли ушей районных и городских властей, и у них возник естественный вопрос: а что вообще там происходит?

Тут-то «неожиданно» и выяснилось, что договор аренды земли предполагал ее «использование под садово-парковое хозяйство без права застройки земельного участка и без права установления ограждений». Как, несмотря на столь серьезные ограничения, удалось построить несколько ресторанов и объекты яхтенной инфраструктуры, обеспечив их электричеством, водой, канализацией, парковками и т. д.? Кто подписывал и согласовывал разрешения на строительство и прокладку сетей? Кто их принимал, освидетельствовал на безопасность, ставил на учет (если, конечно, они не «висели в воздухе»)?

Все эти наивные вопросы никто не задавал. Мол, как-то само собой так вышло... Однако ситуация уже получила огласку, и городской КУГИ подал в суд на ООО «Балтэкспресс-Альфа», потребовав за нарушение условий арендного договора оный договор расторгнуть. И суд требование истца удовлетворил, обязав ООО своими силами и за свой счет освободить территорию, да еще и заплатить штраф в сумме 100 с лишним тысяч рублей.

Решение суда было исполнено - участок освободили. Один ресторан, правда, сгорел сам (или не сам - уже неважно). Но против сноса административного здания активно выступила яхтенная общественность, и его удалось отстоять. Более того, уцелели и подземные коммуникации - силовой кабель с электрораспределительной подстанцией и водопровод.

По уму, их бы тоже надо было ликвидировать. Но суд не конкретизировал объекты сноса, оговорив лишь освобождение территории. И уж тем более не вникал в то, что под ней было зарыто. Вместе с сетями сохранили силу и договоры с ресурсоснабжающими организациями. Вот эти-то «островки» со смутным статусом «то ли законно, то ли нет» и стали потом плацдармом для войны.

В объезд шлагбаума

«Городок на воде» (понтоны, мостки, стоящий на сваях боцманский домик), которого судебные решения непосредственно не коснулись, все эти годы продолжал функционировать. Его хозяева неоднократно пытались возобновить и договор аренды земли, но каждый раз получали отказ.

А в сентябре 2016 года администрацию Петроградского района возглавил Иван Громов - сам яхтсмен, президент Ассоциации яхт типа СБ-20. И на «сладкую» землю у Южной дороги у него появились весьма конкретные планы.

Постановлением правительства города от 8 сентября 2017 года была образована спортивная школа по парусному спорту «Крестовский остров». Она получила в бессрочное пользование большую часть той самой свободной от аренды земли. И... своей территорией перекрыла свободный проход к «гребенке» понтонов с катерами и яхтами в количестве около 200 бортов.

Жизнь подсказывала, что двум хозяйствующим субъектам придется как-то договариваться. Что первое время удавалось. ООО «Санкт-Петербургский парусный клуб», которое управляет сейчас имуществом «Русского яхтинга», выделило школе 30 бесплатных стояночных мест. Помогало проводить различные соревнования, а в прошлом году фактически обслуживало весь гоночный флот чемпионата России по яхтам класса СБ-20. Школа в свою очередь разрешила клиентам стоянки проезжать через свою территорию на машинах.

Но идиллия быстро кончилась. Детские яхты выходили на занятия через узкий проход между берегом и понтоном с припаркованными к нему судами и постоянно о них бились. А клиенты стоянки бросали свои машины где попало и перегораживали проход к воде.

- Конфликта можно было избежать, - уверена директор школы Наталья Федорова. - Хозяева стоянки могли перебазировать суда из опасной зоны, а для проезда через нашу территорию оформить разрешение - сервитут. Но они не сделали ни того, ни другого. И тогда мы вынуждены были поставить шлагбаум, преграждающий въезд на нашу территорию.

Реакция была предсказуема: шлагбаум пытались сломать, его объезжали по газону, на стоявших у него охранников сыпались оскорбления и угрозы.

Война загрохотала по полной. Школа перекрыла стоянке водопровод, и воду для заправки яхт ее хозяевам пришлось доставлять цистернами. Но они не остались в долгу: в официальные инстанции полетели письма, что школа эксплуатирует незаконное здание, пользуется чужой кабельной сетью и сама за электричество ни копейки не платит. Более того - использовала «подключение бездоговорное, с захватом территории расположения собственности потребителя».

С вещами, на выход

- Нас захлестнули бесконечные проверки, - возмущается Федорова. - Но никто никаких нарушений не нашел. Вот 80 страниц экспертных заключений, из которых видно, что здание эксплуатируется абсолютно законно. В том числе и в части электроснабжения. А вот на стоянку кабель проведен с грубейшими нарушениями. Из-за чего уже пострадал человек.

Опасный кабель вызвал появление забора, который окончательно отрезал стоянку от суши. В нем, конечно, есть выдвижная секция (ведь закон требует обеспечить доступ к берегу), но... она постоянно закрыта, и ее круглосуточно караулит автомобиль с сотрудниками охранной фирмы.

Владельцы судов теперь могут попасть к ним лишь по шатким мосткам, проложенным у самой границы «школьной» земли. Естественно, они возмущаются и пишут жалобы. Тем же заняты сотрудники и тренеры школы, а также родители учеников - в своем коллективном письме за 149 подписями они требуют оградить юных яхтсменов от хозяев частных яхт и катеров. Те, дескать, мешают выходу на воду, распивают спиртные напитки и нецензурно бранятся...

Впрочем, все это, возможно, скоро будет неважно. На сцене появился новый игрок - тот самый «лесник, который выгнал всех к чертовой матери».

В конце 2017 года истек срок договора на водопользование с «Балтэкспресс-Альфой» (на «ее» воде, напомним, и располагается указанная стоянка). Невско-Ладожское бассейновое управление продлевать его отказалось и неожиданно заключило договор с неким ООО «Яхт-клуб К2». Без конкурса, сразу на 20 лет. Как говорят знающие люди, таких прецедентов в России еще не было.

О данном ООО известно немного. Судя по информации справочной базы kartoteka.ru, зарегистрировано оно 13 января 2017 года в квартире жилого дома на Парашютной улице, имеет уставной капитал 10 тысяч рублей и единственного участника - Вичука Павла Владимировича.

Как он собирается распорядиться неожиданно свалившимся на него счастьем в виде куска акватории в «золотом» месте Малой Невки, можно только догадываться. Но первое, что сделал новый хозяин воды, - через суд потребовал освободить акваторию от чужого имущества и, пройдя три инстанции, дело выиграл.

- Нас откровенно выдавливают! - возмущается гендиректор Санкт-Петербургского парусного клуба Аркадий Бородин. - Но и школы, вот увидите, здесь тоже скоро не будет. Она уже получила около двух гектаров земли на другой стороне Крестовского острова. Ее использовали как таран, для того чтобы расправиться с нами и расчистить место для собственного бизнеса!

В какой степени эта версия имеет право на жизнь? Как говорится, поживем - увидим. Однако, разбираясь в перипетиях этой борьбы, приходишь к очевидному выводу: никакой войны «за место у воды» не случилось бы, живи мы в государстве, где четко и однозначно трактуются и исполняются законы.

Если бы в 2011 году суд привел исчерпывающий перечень объектов сноса, а Служба судебных приставов добилась точного исполнения его решения...

Если бы хозяева города и района, отдавая парусной школе «свободную» землю, озаботились тем, что на этой земле остались «спорные» объекты...

Если бы стороны конфликта вместо ведения «боевых действий» реализовали юридически грамотную процедуру выхода из конфликта и в итоге пришли бы к консенсусу...

Но - поздно. Атмосфера накалилась, и компромисса не предвидится. И теперь - закономерный финал: история, которая «криво» началась, похоже, «криво» и закончится. А в мутной воде кто-то наверняка словит большую золотую рыбку.

#яхтинг #водные виды спорта #конфликт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (6525) от 16.09.2019 под заголовком «Паруса за забором».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.