Паруса за забором. В Петербурге разгорается конфликт между государственным и частным яхтингом

Разговоры о том, чтобы сделать Петербург яхтенной столицей России, идут уже много лет. И дело вроде движется - активно работают парусные школы, в режиме нон-стоп проходят соревнования разного уровня. Разумеется, вся эта жизнь держится не только на романтике и благородных идеях, но и на серьезных деньгах. Сами яхты, их содержание и стоянка, обучение яхтсменов и регаты - все это дело дорогое. Не случайно парусный мир тесно переплетается с миром коммерции. Иногда их интересы совпадают, и тогда возникает, к примеру, суперуспешный Яхт-клуб Санкт-Петербурга в Лахте. Но порой они оказываются «двумя медведями в одной берлоге», и тогда между ними вспыхивает настоящая война.

Паруса за забором. В Петербурге разгорается конфликт между государственным и частным яхтингом | ФОТО Михаила РУТМАНА

ФОТО Михаила РУТМАНА

Яхтсменов погубили... рестораны

В 2008 году на Крестовском острове у Южной дороги был практически дикий берег. Но сюда пришли деловые люди с весьма амбициозным замыслом: возродить существовавший в этих местах до революции Санкт-Петербургский парусный клуб. Для чего были созданы две фирмы - «Балтэкспресс-Альфа» и «Русский яхтинг». Первая получила в аренду большой участок прибрежной земли и заключила договор водопользования, вторая начала создавать понтонную стоянку.

В течение года берег был облагорожен - на 2,5 метра поднят его уровень, построены набережная, причал и несколько береговых сооружений. В том числе - весьма оригинальное административное здание с асимметричной скошенной крышей и большим, во всю стену, окном, выходящим на воду. Внутри - холл, кабинеты, раздевалка для яхтсменов, душ, туалет. На воде же возникла «гребенка» понтонов, соединенных мостками.

Во вновь образованном «яхтенном порту» закипела жизнь. Неудивительно, место было воистину роскошным: на берегу - прекрасная зона отдыха, с воды - прямой выход в залив. Платную стоянку, оборудованную электричеством и водой, с удовольствием облюбовали хозяева катеров и яхт.

Проект был «долгоиграющим», окупить затраты предполагалось в лучшем случае лет за двенадцать. Для увеличения доходной статьи бизнесмены от яхтинга взяли в компаньоны деятелей ресторанного бизнеса. На арендованной земле в мгновение ока возникло несколько увеселительных заведений, и развернувшаяся там разгульная жизнь со временем стала куда более заметной, чем яхтенная.

Отголоски этого разгуляева достигли ушей районных и городских властей, и у них возник естественный вопрос: а что вообще там происходит?

Тут-то «неожиданно» и выяснилось, что договор аренды земли предполагал ее «использование под садово-парковое хозяйство без права застройки земельного участка и без права установления ограждений». Как, несмотря на столь серьезные ограничения, удалось построить несколько ресторанов и объекты яхтенной инфраструктуры, обеспечив их электричеством, водой, канализацией, парковками и т. д.? Кто подписывал и согласовывал разрешения на строительство и прокладку сетей? Кто их принимал, освидетельствовал на безопасность, ставил на учет (если, конечно, они не «висели в воздухе»)?

Все эти наивные вопросы никто не задавал. Мол, как-то само собой так вышло... Однако ситуация уже получила огласку, и городской КУГИ подал в суд на ООО «Балтэкспресс-Альфа», потребовав за нарушение условий арендного договора оный договор расторгнуть. И суд требование истца удовлетворил, обязав ООО своими силами и за свой счет освободить территорию, да еще и заплатить штраф в сумме 100 с лишним тысяч рублей.

Решение суда было исполнено - участок освободили. Один ресторан, правда, сгорел сам (или не сам - уже неважно). Но против сноса административного здания активно выступила яхтенная общественность, и его удалось отстоять. Более того, уцелели и подземные коммуникации - силовой кабель с электрораспределительной подстанцией и водопровод.

По уму, их бы тоже надо было ликвидировать. Но суд не конкретизировал объекты сноса, оговорив лишь освобождение территории. И уж тем более не вникал в то, что под ней было зарыто. Вместе с сетями сохранили силу и договоры с ресурсоснабжающими организациями. Вот эти-то «островки» со смутным статусом «то ли законно, то ли нет» и стали потом плацдармом для войны.

В объезд шлагбаума

«Городок на воде» (понтоны, мостки, стоящий на сваях боцманский домик), которого судебные решения непосредственно не коснулись, все эти годы продолжал функционировать. Его хозяева неоднократно пытались возобновить и договор аренды земли, но каждый раз получали отказ.

А в сентябре 2016 года администрацию Петроградского района возглавил Иван Громов - сам яхтсмен, президент Ассоциации яхт типа СБ-20. И на «сладкую» землю у Южной дороги у него появились весьма конкретные планы.

Постановлением правительства города от 8 сентября 2017 года была образована спортивная школа по парусному спорту «Крестовский остров». Она получила в бессрочное пользование большую часть той самой свободной от аренды земли. И... своей территорией перекрыла свободный проход к «гребенке» понтонов с катерами и яхтами в количестве около 200 бортов.

Жизнь подсказывала, что двум хозяйствующим субъектам придется как-то договариваться. Что первое время удавалось. ООО «Санкт-Петербургский парусный клуб», которое управляет сейчас имуществом «Русского яхтинга», выделило школе 30 бесплатных стояночных мест. Помогало проводить различные соревнования, а в прошлом году фактически обслуживало весь гоночный флот чемпионата России по яхтам класса СБ-20. Школа в свою очередь разрешила клиентам стоянки проезжать через свою территорию на машинах.

Но идиллия быстро кончилась. Детские яхты выходили на занятия через узкий проход между берегом и понтоном с припаркованными к нему судами и постоянно о них бились. А клиенты стоянки бросали свои машины где попало и перегораживали проход к воде.

- Конфликта можно было избежать, - уверена директор школы Наталья Федорова. - Хозяева стоянки могли перебазировать суда из опасной зоны, а для проезда через нашу территорию оформить разрешение - сервитут. Но они не сделали ни того, ни другого. И тогда мы вынуждены были поставить шлагбаум, преграждающий въезд на нашу территорию.

Реакция была предсказуема: шлагбаум пытались сломать, его объезжали по газону, на стоявших у него охранников сыпались оскорбления и угрозы.

Война загрохотала по полной. Школа перекрыла стоянке водопровод, и воду для заправки яхт ее хозяевам пришлось доставлять цистернами. Но они не остались в долгу: в официальные инстанции полетели письма, что школа эксплуатирует незаконное здание, пользуется чужой кабельной сетью и сама за электричество ни копейки не платит. Более того - использовала «подключение бездоговорное, с захватом территории расположения собственности потребителя».

С вещами, на выход

- Нас захлестнули бесконечные проверки, - возмущается Федорова. - Но никто никаких нарушений не нашел. Вот 80 страниц экспертных заключений, из которых видно, что здание эксплуатируется абсолютно законно. В том числе и в части электроснабжения. А вот на стоянку кабель проведен с грубейшими нарушениями. Из-за чего уже пострадал человек.

Опасный кабель вызвал появление забора, который окончательно отрезал стоянку от суши. В нем, конечно, есть выдвижная секция (ведь закон требует обеспечить доступ к берегу), но... она постоянно закрыта, и ее круглосуточно караулит автомобиль с сотрудниками охранной фирмы.

Владельцы судов теперь могут попасть к ним лишь по шатким мосткам, проложенным у самой границы «школьной» земли. Естественно, они возмущаются и пишут жалобы. Тем же заняты сотрудники и тренеры школы, а также родители учеников - в своем коллективном письме за 149 подписями они требуют оградить юных яхтсменов от хозяев частных яхт и катеров. Те, дескать, мешают выходу на воду, распивают спиртные напитки и нецензурно бранятся...

Впрочем, все это, возможно, скоро будет неважно. На сцене появился новый игрок - тот самый «лесник, который выгнал всех к чертовой матери».

В конце 2017 года истек срок договора на водопользование с «Балтэкспресс-Альфой» (на «ее» воде, напомним, и располагается указанная стоянка). Невско-Ладожское бассейновое управление продлевать его отказалось и неожиданно заключило договор с неким ООО «Яхт-клуб К2». Без конкурса, сразу на 20 лет. Как говорят знающие люди, таких прецедентов в России еще не было.

О данном ООО известно немного. Судя по информации справочной базы kartoteka.ru, зарегистрировано оно 13 января 2017 года в квартире жилого дома на Парашютной улице, имеет уставной капитал 10 тысяч рублей и единственного участника - Вичука Павла Владимировича.

Как он собирается распорядиться неожиданно свалившимся на него счастьем в виде куска акватории в «золотом» месте Малой Невки, можно только догадываться. Но первое, что сделал новый хозяин воды, - через суд потребовал освободить акваторию от чужого имущества и, пройдя три инстанции, дело выиграл.

- Нас откровенно выдавливают! - возмущается гендиректор Санкт-Петербургского парусного клуба Аркадий Бородин. - Но и школы, вот увидите, здесь тоже скоро не будет. Она уже получила около двух гектаров земли на другой стороне Крестовского острова. Ее использовали как таран, для того чтобы расправиться с нами и расчистить место для собственного бизнеса!

В какой степени эта версия имеет право на жизнь? Как говорится, поживем - увидим. Однако, разбираясь в перипетиях этой борьбы, приходишь к очевидному выводу: никакой войны «за место у воды» не случилось бы, живи мы в государстве, где четко и однозначно трактуются и исполняются законы.

Если бы в 2011 году суд привел исчерпывающий перечень объектов сноса, а Служба судебных приставов добилась точного исполнения его решения...

Если бы хозяева города и района, отдавая парусной школе «свободную» землю, озаботились тем, что на этой земле остались «спорные» объекты...

Если бы стороны конфликта вместо ведения «боевых действий» реализовали юридически грамотную процедуру выхода из конфликта и в итоге пришли бы к консенсусу...

Но - поздно. Атмосфера накалилась, и компромисса не предвидится. И теперь - закономерный финал: история, которая «криво» началась, похоже, «криво» и закончится. А в мутной воде кто-то наверняка словит большую золотую рыбку.

#яхтинг #водные виды спорта #конфликт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (6525) от 16.09.2019 под заголовком «Паруса за забором».


Комментарии