Паруса для народа. Яхт-клуб на Петровской косе начинает новую жизнь
«Последний островок социализма приказал долго жить» — так завершалась статья, опубликованная в нашей газете 20 сентября прошлого года под заголовком «Профсоюзы опускают паруса». Сообщалось в ней о том, что Речной яхт-клуб профсоюзов, на протяжении многих десятилетий служивший «меккой» питерского парусного спорта, перешел в частные руки. Владельцем его стал индивидуальный предприниматель Александр Винник. Ситуация выглядела абсолютно непонятной. Яхтенное сообщество, и без того постоянно опасавшееся, что здесь, на Петровской косе, все снесут и застроят жильем, замерло в ожидании. И вот прошло больше полугода, ничего пока не снесли, а яхт-клуб 29 мая открыл очередной парусный сезон.
Эти вроде бы несовместимые стихии — яхты и новостройки — кажется, готовы объединиться.
Потому что без воды…
Формально структура клуба осталась прежней — им ведает частное учреждение (ЧУ) «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов» (по данным сайта kartoteka.ru, зарегистрировано 25.03.2003 г.). Только менеджмент его полностью сменился. Место директора заняла Анна Шумейко, имеющая большой яхтенный опыт. Много лет сама ходила под парусом, к тому же занималась созданием яхтенных портов и руководила ими. Мало того — защитила кандидатскую диссертацию на тему «Привлечение инвестиций в формирующиеся отрасли на примере яхтенной инфраструктуры».
Но груз проблем новому директору достался — не позавидуешь. «По наследству» от прежней власти Анна, например, получила конфликт яхтсменов с руководством ЧУ. В ходе разрешения больших и малых споров с территории была изгнана региональная общественная организация (РОО) «Спортивный коллектив яхтсменов Речного яхт-клуба», объединявшая 350 человек. Для отделения же лояльных от нелояльных «хозяева» клуба создали специальную «карманную» федерацию парусного спорта.
Шумейко эту войну прекратила в одночасье. РОО вернулась в родные пенаты и получила помещение в главном здании клуба. «Карманная» федерация решением ее общего собрания «приговорена» к ликвидации. С коллективом яхтсменов достигнут консенсус. А это, если кто понимает, дорогого стоит — люди они ершистые, самолюбивые, морем приученные действовать решительно, без оглядки на чины и звания.
Увы, далеко не все проблемы из «наследственной массы» решаются лишь за счет человеческого фактора. Одна из самых больных — вода. Большая часть акватории вокруг Петровской косы — в ведении Школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), которую курирует городской комитет по физкультуре и спорту. Она располагается тут же, на косе, своего помещения не имеет и арендует его у клуба. Но именно с ней в 2017 году были заключены два договора на водопользование. Почему так получилось? Чиновники утверждают, что профсоюзы в свое время просто не подсуетились и воду банально «профукали». Прежние хозяева клуба, однако, заверяли, что все было сделано как надо, но государство «чужой» клуб отодвинуло и воду отдало своим.
Кто прав в этом споре, сейчас уже неважно. Но факт остается фактом: у ШВСМ явно виден излишек акватории. Причальные стенки, прежде под завязку забитые яхтами, ныне стоят почти пустые. Не будем повторяться — в нашей газете мы подробно описывали, как по указанию Службы судебных приставов клуб освобождал акваторию от «незаконных», но зато сертифицированных ГИМСом понтонов, к которым швартовались яхты. Как снимали и увозили совершенно исправные сходни и трапы. Как ликвидировали идущие к причалам сети электро- и водоснабжения…
Теперь у причалов — лишь несколько понтонных линий, арендованных (ясное дело, за государственный счет) у Яхт-клуба Санкт-Петербурга. При этом, увы, без подвода инженерных сетей. Но, поскольку школа как учреждение бюджетное брать деньги за стоянку не имеет права, там можно швартоваться бесплатно. Правда, только тем, кто докажет свою принадлежность к спорту. А именно — зарегистрировался… в Василеостровском центре спорта и здоровья. Здесь сегодня стоят и 60 яхт, принадлежащих клубу и долгие годы поддерживающихся силами их экипажей (вопреки распространенному мнению, это отнюдь не олигархи, а люди среднего достатка, многие уже пенсионного возраста). Множество же частных судов (а на Петровской косе базировалось около 350 больших и малых бортов) рассеялись «по миру».
Прогулки с видом на море
Однако есть и радостная новость. После нескольких лет борьбы (которую, надо отдать ей должное, вела прежняя власть) яхт-клуб наконец получил право водопользования на Рабочую гавань, долгое время имевшую неопределенный статус. По сравнению с тем, что имеет ШВСМ, «ковш» мизерный. Но туда уже подвели боны, оборудовали причалы, обеспеченные видеонаблюдением. Здесь плотненько можно поставить более 50 судов, в основном небольших и с хорошими двигателями для обеспечения безопасности маневрирования, а в конце причальной стенки зарезервировано несколько мест для гостей.
Когда‑то здесь был настоящий лес мачт… /ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
И вот с этого «плацдарма» начинается локальная революция, которую автор этих строк, признаться, еще не может до конца осознать. На другом берегу Рабочей гавани, на месте бывшей судоверфи, — уже почти готовый к заселению массив элитных новостроек. Крайняя линия домов буквально упирается в границу яхт-клуба. Глядя на это строительство, я не сомневался: завтра клубу — хана. Когда здесь появятся жильцы, им просто негде будет гулять, и территорию захватят мамочки с колясками, дети на самокатах и хозяева, выгуливающие собак. Прощай, яхтинг! Однако, к моему изумлению, у Анны Шумейко, которую в антияхтенных настроениях уж никак не заподозришь, совсем другая позиция.
— Люди будут здесь гулять — так это же прекрасно! — восклицает она. — Пора отказаться от идеи, что это некое специальное, закрытое место, предназначенное только для яхтсменов. Мы видим здесь рекреационную зону общего пользования. Яхтенной жизни это не помешает, а те, кто просто гуляет, будут наслаждаться видами парусов. Кто‑то из них обязательно сам захочет попробовать прокатиться на яхте и, вполне возможно, прикипит к нашей жизни. Детишки придут к нам в парусную школу и, не исключено, потом пополнят наши экипажи. Что весьма актуально — ведь нынешние яхтсмены, увы, стареют. Так что соседей мы не боимся — наоборот, уже договорились с ними, что соединим Рабочую гавань с новым жилмассивом общей пешеходной прогулочной зоной.
Идея общедоступного спортивно-рекреационного пространства, прямо скажем, не новая и ранее исходила от городских властей. Яхтсмены, однако, здесь видели угрозу для себя. А профсоюзы под флагом защиты их интересов крепко держали оборону. Теперь сей бастион пал, никаких препятствий для того, чтобы Петровскую косу отдать народу, не осталось и можно обсуждать эту идею в конструктивном ключе.
Исходя из нее теперь и будет выстраиваться концепция всей дальнейшей жизни клуба. Составляющий «профсоюзное наследство» имущественный комплекс — а это девять объектов, один из которых недавно отнесен к культурному наследию, — находится в крайней степени износа. На то, чтобы все это привести в порядок, нужны немалые деньги. Но при этом нужно понять, что мы хотим здесь видеть. Проектов освоения территории Петровской косы было немало (и читателей нашей газеты мы с ними знакомили). Фантазия их авторов не знала удержу. В планах «новой жизни» были и часовня на мысу, и променад с бутиками, и SPA-отель на 240 мест, и многое другое.
Все это бурно обсуждалось, принималось, отвергалось, пока городской парламент не поставил последнюю точку: в феврале 2020 года он включил территорию Петровской косы в состав зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). Этот статус запрещает любое строительство, за исключением ремонта уже имеющихся объектов. Можно только сажать травку и возводить временные сооружения для каких‑то мероприятий.
Студенты, на борт!
Разумеется, в таких условиях о реализации каких‑либо концепций говорить можно лишь с большой натяжкой. Но Шумейко не теряет оптимизма. Она уверена: сейчас городская власть присматривается к новому владельцу и менеджменту, оценивает каждый шаг. Впереди — нелегкий путь переговоров, в результате которых, надеется она, может быть, и ЗНОП упразднят, и насчет воды удастся договориться. Тогда у клуба будут, что называется, развязаны руки, и неизбежно встанет вопрос: теперь, в свете нового видения, чего здесь не хватает? Кафе, рестораны и прочие объекты общепита нужны? А как без них, если люди тут будут отдыхать. Какие‑то магазины, ларьки с сувенирной продукцией? Обязательно — тем более что сувениры можно сориентировать на морскую тематику. Детские игровые площадки? Непременно — и лучше, конечно, тоже «по профилю» клуба.
На этом месте можно постоять и задуматься о светлом будущем многострадального яхт-клуба. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Прочитав все это, яхтсмены, которых новая власть слегка успокоила, допускаю, снова напрягутся: а где же здесь мы?! Ведь мы же все это не так давно проходили: здесь, на Петровской косе, цвела разлюли-малина, гудели рестораны, кто‑то качал бешеные деньги, а яхтинг на этом празднике жизни был абсолютно чужим. Не наступим ли снова на те же грабли? Шумейко все эти опасения понимает. И потому не форсирует события, готова к тому, что каждый пункт программы придется тщательно обсуждать — как с яхтсменами, так и с городом.
Кстати, город уже, кажется, сделал первый шаг навстречу клубу. 21 и 22 мая здесь прошел первый этап Студенческой парусной лиги на «Кубок губернатора Санкт-Петербурга», в котором участвовали 29 команд из 18 вузов страны. И комитет по физической культуре и спорту выделил средства на организацию соревнований, призы и эмблемы.
Собственно, шаг этот предсказуемый — город реализует здесь «госзаказ»: создание Межвузовского студенческого яхтенного клуба (МСЯК). Идея, как признают питерские яхтсмены, в принципе здравая, но пока явно сыроватая и густо замешанная на популизме. Как выяснилось, данная структура за два года своего формального существования даже не обзавелась банковским счетом.
— Сейчас, — говорит Шумейко, — происходит перезапуск МСЯК: назначен новый директор, представитель Корабелки — уважаемый и опытный яхтсмен Леонид Иванович Ткач, разработан план мероприятий на сезон, в здании яхт-клуба выделены помещения для проведения теоретической подготовки, сформирована крейсерская секция, проводится набор заинтересованных студентов. МСЯК должен стать координационным и организационным центром студенческого яхтинга — мы над этим работаем. Главное, не сбиться с курса — да, яхтенную элиту мы, конечно, сохраним, но основной упор будет сделан на «народный яхтинг». Цель — не рекорды, а приобщение к морю. Людей надо не пугать трудностями, а привлекать романтикой. В этом же ключе выстраивается и работа детской парусной школы, в которой сегодня занимаются около 50 ребят. Пусть сначала ощутят восторг от «полета» по волнам. А если кто‑то захочет сделать потом спортивную карьеру, здесь им есть у кого поучиться.
Планов, как видим, громадье. О коммерческой составляющей, правда, на ближайшую перспективу приходится забыть — доходы клуба пока мизерные, а расходы огромные. Увы, не приходится рассчитывать и на прибыль от яхтенного туризма, о котором еще недавно как о деле почти решенном рассуждали городские власти. В обозримом будущем по понятным причинам гостей под парусом мы не ждем. Впрочем, и нашим яхтсменам ходить особо некуда — все иностранные порты сегодня для нас закрыты. Будем все же надеяться, что это момент временный и яхтенная столица России себя миру еще покажет. А дорога в море, как это было для многих поколений питерских яхтсменов, начнется с Петровской косы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (7193) от 21.06.2022 под заголовком «Паруса для народа».
Комментарии