Озерные манипуляции

Создавая по указанию Петра I водохранилище на реке Сестре, петербургские инженеры старались лишь обеспечить водой оружейный завод. Но уже в силу своих немалых размеров Сестрорецкий Разлив, одно из старейших в России рукотворных озер, «обречен» был стать местом отдыха. Почти триста лет водоем справлялся с нагрузкой, пока объем накопленных загрязнений не вырос до губительных для него величин. Новые полевые исследования, самые масштабные за всю его историю, показали: чтобы спасти озеро, надо помочь ему запустить процесс самоочищения.

Озерные манипуляции | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Предыдущие исследования проводились там в начале 1980-х годов. Уже тогда загрязнение рек водосборного бассейна, питающих озеро, вызывало печаль и тревогу. Качество воды в нем ухудшалось, а рекреационная нагрузка непрерывно росла. Но Сестрорецкий Разлив не просто самый большой в окрестностях Петербурга водоем (площадь его водного зеркала 10,6 кв. км). Сформировавшаяся там богатая экосистема представляет значительный научный интерес.

— В озере обитает много видов водных растений и рыб, оно богато фитопланктоном. Там развитое бентосное сообщество, то есть живущие в донных отложениях рачки и личинки, по которым можно судить о самочувствии водоема, — рассказывает Шамиль Поздняков, директор Института озероведения РАН. — А динамика неутешительная: из ландшафтной доминанты Курортного района озеро, если ничего не делать, может скоро превратиться в очаг экологического бедствия. А ведь там продолжают ловить рыбу, купаться...

Да и жители Сестрорецка выражали беспокойство, считая, что водоем стремительно мелеет, зарастает и заболачивается, берега разрушаются, а вода становится грязнее. Проектов по его спасению между тем возникало немало, и все предусматривали радикальные и дорогие способы: предлагалось, скажем, срезать всю камышовую растительность или осушить озеро и полностью убрать донные осадки. На других водоемах так и поступали, но для Сестрорецкого Разлива с его сбалансированной чувствительной экосистемой подобные шаги не годились. Для начала нужно было собрать полные объективные данные о нынешнем его состоянии.

Так была создана научная группа, куда вошли озероведы, зоологи, ихтиологи, гидрогеологи и геологи, представлявшие ведущие академические и отраслевые институты Петербурга. Для получения более объемных выводов одни и те же точки исследовали в разные времена года. В том числе впервые с применением георадиолокационного зондирования на глубинах до 15 — 20 метров. Работы велись по заказу Смольного под руководством подведомственной ему специализированной фирмы «Минерал».

Огромный массив данных, собранных в ходе двухлетних полевых изысканий (2015 — 2016 гг.), показал противоречивую картину. Так, слухи о зарастании водоема оказались преувеличены: объем водной растительности (6,8% от общей площади) за последние годы здесь не вырос, а уменьшился. И разрушение береговой линии происходит в основном там, где расположен заказник «Сестрорецкое болото» — единственная в черте города особо охраняемая болотная территория. На других участках этого нет, отмечает директор «Минерала» Николай Филиппов.

В то же время анализы проб воды и донных осадков выявили в отдельных местах опасные концентрации нитратов, фенолов, ряда тяжелых металлов. По микробиологическим показателям воды рек Черная и Сестра, впадающих в озеро, не вписываются ни в какие санитарно-гигиенические нормативы. Озабоченность ученых вызвал и бурный рост сине-зеленых водорослей (следствие высокого содержания в воде азота и фосфора), которые при отмирании выделяют токсины. Выловленные в озере рыбы, лещ и плотва, оказались заражены паразитами, у некоторых обнаружены признаки развития токсикоза.

Источники загрязнения водосборного бассейна и озера хорошо известны, в ходе последних маршрутных обследований ученые прошли по старым следам. Это садоводства и коттеджные поселки, где очистные сооружения неисправны или отсутствуют вовсе, свалки мусора вдоль берегов, сбросы сточных вод от Октябрьской железной дороги и сертоловской промзоны, отстойники ливневых вод ЗСД.

Те же организации фигурируют в отчетах Росприроднадзора. Некоторые из них (РЖД и сертоловский комбинат железобетонных изделий # 211), уплатив штрафы, собираются реконструировать очистные сооружения. Но ситуация в этом районе остается экологически неблагополучной, а не добившись изменений, заниматься очисткой озера не имеет смысла.

Тем не менее что же рекомендуют ученые? Есть простые, но действенные технологии «уборки» водоемов, основанные на методах биоманипуляции. Можно изменить видовой состав рыб, уменьшив число тех, которые поедают необходимый для улучшения водной среды планктон, и запустив в озеро хищного судака. А камышовую растительность, впитавшую азотно-фосфорные элементы, лучше срезать зимой по льду (оставляя при этом корневую систему), чтобы она не попадала на дно. Тогда этот природный фильтр будет действовать дальше.

Широкий набор таких мер, помогающих запустить механизмы самоочищения, предложено использовать в Петербурге впервые. Восстановление озера при этом обойдется примерно в 30 — 40 млн рублей — на порядок меньше по сравнению с «революционными» способами очистки. Если финансирование будет продолжено, уже осенью Институт озероведения и Зоологический институт РАН, участвовавшие в исследованиях, подготовят проекты работ по применению созвучных природе технологий и мониторингу (на озере предлагается поставить, в частности, гидрологические посты). А затем станут вести надзор за их выполнением.

Подобные виды работ, полагает Шамиль Поздняков, можно использовать при очистке Суздальских озер и других городских водоемов.

По информации medik-oz.ru

#водоемы #очистка #самоочищение

Комментарии