Отрасль пошла на взлёт: в Петербурге создают около трети от всех беспилотников в России
Беспилотники сегодня уже применяются в различных гражданских сферах и городском хозяйстве. Правда, пока не очень широко — отрасль возникла недавно. Но она на подъеме, и в том, что за такими системами будущее, никто не сомневается. Петербург здесь не стоит в стороне. Около трети от всех дронов и подобных машин, производимых в России для таких целей, создается сегодня в нашем городе. А скоро благодаря господдержке их доля существенно вырастет, уверяют сотрудники регионального Технопарка, получившего статус «беспилотного» научно-производственного центра (НПЦ). Вторая такая площадка появится в особой экономической зоне «Санкт-Петербург». А число резидентов этого центра, среди которых есть москвичи, выходцы из Татарстана и сибиряки, намечается увеличить почти вдвое.

ФОТО Jason Mavrommatis on Unsplash
Гражданские беспилотники, к примеру, осуществляют в нашем городе мониторинг теплосетей. Обнаружив уязвимое место в сетях, передают данные оператору, чтобы, вовремя вмешавшись, избежать аварий и последующих за ними издержек. Конечно, они работают в опытно-экспериментальном режиме, и таких примеров, если говорить о городской среде, пока немного. Этот рынок только формируется, как и нормативно-правовая база по нему.
Гораздо раньше и шире беспилотные авиационные системы (БАС) стали применять геофизики (см. «СПб ведомости» от 3 марта 2021 г.— «Разведчик набирает высоту»). А еще картографы и гидрографы, лесники и представители других отраслей. Причем одними из первых в России выпускать такие изделия под конкретный заказ, в нужных объемах для определенных высот и маршрутов начали петербуржцы. Но это тоже была лишь прелюдия к настоящему «взлету».
Перелом произошел, когда в этой сфере начал действовать нацпроект, на который до 2030 года из федеральной казны намечается выделить поэтапно 696 млрд рублей. К тому времени производство отечественных гражданских «басов» в России благодаря субсидиям должно вырасти до 32,5 тыс. единиц в год, что позволит закрыть, по расчетам, основные потребности.

Под эти задачи в Петербурге и был сформирован (одним из первых в стране) упомянутый НПЦ, чтобы компании-разработчики БАС могли двигаться дальше при поддержке Смольного, федеральных институтов развития. И в тесной связке с вузами, проводящими подобные исследования, уточнил Александр Ситов, врио главы городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле.
Появился центр не на пустом месте, а на базе Технопарка, где уже имелась инфраструктура, необходимая для проектирования, экспериментальных работ, тестирования и производства БАС небольшими партиями. На сегодняшний день в России насчитывается 15 таких центров. А через пять лет их число вырастет, как ожидается, более чем втрое. Причем петербургский как был лидером такой интеллектуальной гонки, так, судя по всему, и остается. За это время он обрел 54 резидента из семи регионов России. Почти половина из них делает шаги к тому, чтобы выпускать беспилотники разного типа (самолетного, вертолетного, квадрокоптеры…). А другие разрабатывают технологии по «контролю за небом», программное обеспечение, компоненты, материалы и силовые установки к этим системам.
Желающих получить такой статус, пройдя через экспертный совет, впрочем, было больше, и это понятно. Резидент центра получает доступ к современному оборудованию, не закупая свое (скажем, для создания прототипов и опытных образцов). Да еще с немалой скидкой. И он вправе рассчитывать, затевая это трудное дорогостоящее дело, на поддержку со стороны государства, отмечает Олег Якимов, генеральный директор «Технопарка Санкт-Петербург». Речь идет о грантах Фонда национальной технологической инициативы (НТИ), каждый из которых ориентирован на определенный этап реализации проекта. Вплоть до запуска БАС в серийное производство. Однако бюджетное софинансирование дается не всем, а только наиболее продвинутым в своем деле компаниям.
Это не значит, что они обязательно должны предлагать прорывные технологии, пояснил эксперт. Главное, чтобы продукт был качественным, не уступающим зарубежным аналогам, и чтобы удалось максимально локализовать его производство. То есть собирать изделия почти полностью из отечественных комплектующих, снизив возможные риски до нуля и обеспечив суверенизацию новой отрасли. Какие‑то мелочи вроде элементов корпуса можно закупать и в Китае. Но основные узлы и детали БАС (двигатели, систему управления, навигационные модули и контроллеры, софт, подвесное оборудование) должны быть отечественного производства. Только при таком условии достижимо технологическое лидерство России в этой сфере, говорят специалисты.
По их словам, высоким требованиям экспертов фонда удовлетворили 20 заявок НТЦ БАС. Иначе говоря, почти половина всех компаний-резидентов центра получили гранты на общую сумму около 1 млрд рублей. В основном власть поддержала их на ранних стадиях работ.
Но одна компания (кстати, московская) сможет привлечь выделенные средства, чтобы освоить серийный выпуск поршневых двигателей для тяжелых беспилотников. Причем в Петербурге. На это уйдет около двух-трех лет, а до 2030 года общий объем производства ее силовых установок составит 5 тыс. единиц. Если учесть, что чуть ли не каждый такой «летун», создаваемый для решения узких задач, представляет собой штучный товар, это немало…
Все беспилотники можно разделить на две группы, продолжает Олег Якимов. Одни из них годятся для перевозки грузов и выполнения иной физической работы. А другие, с интеллектуальной начинкой, помогают собирать данные, обрабатывать и передавать в айтишное «облако» или наземный центр управления для принятия решений.
К «умным» дронам крепится оборудование — от простых фото- и видеокамер до тепловизоров, магнитометров, геофизических приборов. Чтобы вести, например, мониторинг газопроводов и линий электропередачи, оценивать ситуацию в заповедниках. Если заказчика здесь что‑то и сдерживает, так только полет его фантазии и технические средства, которыми на сегодняшний день располагают разработчики, считает гендиректор Технопарка.
Значимая роль отводится и вузам-партнерам. Так, Политех создал цифровую платформу, дающую возможность проектировать в цифровой среде беспилотники, подбирая оптимальные параметры. А чтобы новинка с первого раза прошла сертификацию (по БАС вертолетного типа петербуржцы уже имеют такие документы), можно провести ее виртуальное тестирование. Это быстрее и дешевле, чем работать над ошибками после натурных испытаний готового изделия, воплощенного в металле и пластике.
Такой инструмент предложили политехники — передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» этого вуза. А Госуниверситет телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича готовит для квадрокоптеров средства связи и радиоэлектронной борьбы. И проверяет их на своем полигоне во Всеволожском районе Ленобласти. Для испытания беспилотников всех типов по ряду параметров он не годится. Но Технопарк вместе с городскими властями ищет подходящую площадку, которую можно превратить в нужную летно-испытательную базу. Если на окраине Петербурга найти ее не удастся, придется обратить взоры на 47‑й регион, поделился Александр Ситов. Так или иначе, без полигона, который бы всех устраивал (где по дальности и высоте полетов можно будет тестировать все беспилотники), не обойтись.
В ближайшее время, вероятно, он появится. К той поре предстоит «открыть небо» для БАС, действующих ныне в экспериментально-правовом режиме. Это еще одно ограничение, сдерживающее развитие гражданских беспилотников. Минтранс РФ, Росавиация и другие федеральные структуры над этим работают. И велика вероятность того, что к середине 2025‑го такую брешь в нормативно-правовой базе получится устранить, считают специалисты.
Надеяться на успех, по их мнению, позволяют другие формы господдержки. Одна из них, нацеленная на проведение ниокровских работ по БАС, предусматривает так называемый реверс-инжиниринг. Это когда разработчик исследует представленные на рынке образцы, которые в силу известных причин не может приобрести, и готовит на другой компонентной базе аналог. Таких заявок Агентство технологического развития (АТР) поддержало на сумму около 1,4 млрд рублей.
Между тем в этом году резидентами НПЦ БАС могут стать 70 компаний, а до конца 2027‑го их число планируется увеличить до сотни. Очевидно, что в Технопарке им скоро станет тесновато. Смольный собирался выделить для них участок земли в поселке Шушары, на новой площадке особой экономической зоны. Но чтобы ускорить проектирование и сооружение второй очереди НПЦ, выбрал уже освоенную территорию зоны для бизнес-проектов — площадку «Новоорловская». К 2027 году там будет построен производственно-лабораторный комплекс площадью 18 тыс. кв. метров. Объем инвестиций в проект составит не менее 2,5 млрд рублей, рассказал врио главы профильного комитета Смольного. Это будет хорошо оснащенный корпус для исследований, лабораторных испытаний (под нужные задачи и климатические условия) и мелкосерийного выпуска БАС. А еще через три года, как рассчитывает федеральная власть, уровень их локализации в России превысит 80 %.
Читайте также:
Специалисты ТЭК провели обследование территории с использованием БПЛА
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 28 (7850) от 18.02.2025 под заголовком «Отрасль пошла на взлет».
Комментарии