Остерегайся входящего! Что может противопоставить рядовой гражданин мошеннику?

О телефонном мошенничестве сегодня уже, кажется, сказано все, что можно. Трудно представить себе вменяемого человека, который бы об этом не слышал. Но, вопреки известному тезису, оказывается, что «предупрежден» — совсем не значит «вооружен». Число жертв хищений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, стремительно растет. По данным питерского полицейского главка, за восемь месяцев 2024 года на территории Петербурга и Ленинградской области зарегистрировано 7516 таких преступлений, что на 2456 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причиненный ущерб исчисляется миллиардами рублей. Мошенники в своем ремесле совершенствуются явно быстрее, чем растет правосознание наших граждан.

Остерегайся входящего! Что может противопоставить рядовой гражданин мошеннику? | ФОТО Дмитрия РОГУЛИНА/ТАСС

ФОТО Дмитрия РОГУЛИНА/ТАСС

Роковая беспечность

Наиболее актуальные на сегодня приемы — обзвон с использованием большого количества сим-карт и взлом аккаунтов с последующей рассылкой сообщений от имени их хозяев. Человеку приходит сообщение от его знакомого: «Проголосуйте за рисунок моего ребенка». Он заходит на указанный сайт, для подтверждения голосования вводит свой номер телефона, а потом — код от мессенджера, подтверждающий данный номер. Этого достаточно, чтобы мошенник получил доступ к его перепис­ке и, соответственно, — к личной информации.

По аналогичной схеме происходит взлом соцсетей. Используются также фишинговые сайты, замаскированные под сайты банков или популярного маркетплейса. Там просят ввести номер телефона, паспортные данные или номера банковских карт. После этого карты, естественно, стремительно обнуляются.

Чтобы этого избежать, советуют специалисты, нужно использовать двухфакторную идентификацию, особенно если работаете с банковскими приложениями. Банки же для борьбы с мошенниками применяют антифрод-системы, позволяющие тормозить подозрительные транзакции. Такие же системы есть у операторов мобильной связи. С их помощью они определяют телефоны, с которых совершаются звонки. Антиспам-программу можно установить и на свой телефон или компьютер. Однако методы социальной инженерии никто не отменял — против изощренной психологии техника бессильна.

Мошенники очень гибко используют актуальные информационные поводы. С сентября по ноябрь — выплата налогов. Декабрь и часть января — новогодние покупки. Февраль, март — получение налоговых вычетов, продажа подарков к Международному женскому дню. Ближе к лету — бронирование отелей, снятие комнат, билеты на самолет, экскурсионные туры. Ну и, конечно, крупные события — например, чемпионат мира по футболу, по хоккею или что‑то еще…

Разумеется, лучше всего свои персональные данные не сообщать никому и никогда. Но они все равно просачиваются — например, при оформлении карт лояльности разных магазинов или при интернет-покупках. По возможности такие ситуации надо минимизировать. Все предложения о кредитах, скидках, акциях и т. д. можно проверить на официальных сайтах этих организаций.

Увы, борцы с телефонным мошенничеством большими успехами похвастать сегодня не могут. Из вышеуказанного массива данного вида преступлений раскрыто лишь 11,2%. Главная причина хорошо известна: мошенники находятся в недружественной нам стране, вне российской юрисдикции.

Если расчеты идут через банковские карты, то выйти на след злоумышленника еще возможно. Но если используются наличные деньги, передаваемые через ­курьеров, то все гораздо сложнее. Деньги переводятся в криптовалюту и уходят за рубеж.

Тем не менее на вопрос: «Что делать, если стал жертвой мошенника?» — член международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Денис Шулятьев отвечает категорически: безотлагательно обратиться в правоохранительные органы. И они, несмотря на сложные условия борьбы, отнюдь не без­действуют. Недавно, например, прокуратура Ленинградской области обратилась с иском к одному из сотовых операторов с требованием раскрывать номер, с которого поступил мошеннический звонок. Это вызвано тем, что современные технологические возможности позволяют подменять номера телефонов. Если же оператор не предоставил информацию об истинном номере, значит, он фактически помог мошенникам.

Обман «по науке»

Как правильно вести себя, если вы поняли, что вам звонит мошенник? Все специалисты в ответе на этот вопрос единодушны: нужно немедленно прекратить разговор. Попытка «потроллить» собеседника может вызвать обратную реакцию — ваш телефон внесут в черный список, и на него обрушится море звонков и сообщений, которые превратят вашу жизнь в ад. Впрочем, не факт и то, что, ввязавшись в дискуссию со зло­умышленником, вы обязательно выйдете победителем.

— Не пытайтесь переиграть мошенника, — призывает доцент кафедры психотерапии и психосоматики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Владислава Титова. — Людей, пытающихся это сделать, подводит чувство собственной исключительности. Если они умные, образованные, хорошо знакомы со всеми уловками мошенников, то думают, что они в безопасности. Увы, это не так. Незадолго до пандемии проводилось исследование, в котором приняли участие 36 стран. Ученые опросили более 30 тысяч человек, которые стали жертвами мошенников. Как вы думаете, кто это были? Малообразованные граждане, дети, пенсионеры? Оказалось — нет, это молодые вполне успешные люди с высоким IQ…

Психологическая обработка ведется в полном смысле «по нау­ке». Если вы начнете разговаривать с мошенником, будьте уверены — вами манипулируют. Он присоединится к вашему голосу, вашей интонации, речевому темпоритму. По характеру речи определит ваш психотип. Ему достаточно меньше минуты, чтобы создать у вас ситуацию замешательства. В этом состоянии сознание изменяется. В зависимости от ситуации может возникнуть страх потери близких людей, денег или имущества. Если предлагают что‑то крайне выгодное, появится чувство жадности. Эмоции не только вызывают стресс, они сильно ослабляют критическое мышление, понижают способность человека анализировать ситуацию. Один из самых мощных способов введения человека в измененное состояние — перегруз информацией. Особенно если она новая, противоречивая, пугающая. Человека буквально подавляют званиями, статусами, должностями. Могут даже прислать фотографии служебных удостоверений. В итоге он «плывет» и становится легкой добычей для мошенников.

Распознать злоумышленника поможет элементарный здравый смысл. С чего вдруг какой‑то незнакомый человек стремится вас облагодетельствовать — осчастливить сверхвыгодным предложением или спасти от беды? Неплохо также знать, что никаких «безопасных счетов» не бывает, а никакие сотрудники Центробанка или правоохранительных структур (коими часто представляются мошенники) не будут вам звонить и предлагать сохранить ваши деньги.

Детей — воспитывать, стариков — не бросать!

Разумеется, самый «благодарный» для мошенников контингент — пожилые люди. Они еще по старой советской привычке живут в справедливом мире, где все друг другу доверяют. Им порой очень трудно представить, что есть те, кому чужда эмпатия, кто способен легко обманывать и даже получать от этого удовольствие, более того — может спокойно отобрать у человека его последние деньги. А ведь к тому же часто эти злоумышленники — опытные специалисты, применяющие самые передовые технологии. В частности, дипфейк, когда подделывают не только голос, но даже изображение звонящего.

— Недавно я сообщила своей маме про случай, который произошел в одной из крупных организаций, — рассказывает Владислава Титова. — Главному экономисту голосом его руководителя, который на тот момент находился в командировке, позвонили и велели перевести деньги на определенный счет. Злоумышленники были очень хорошо подготовлены — они знали, что подобный платеж намечен. У экономиста не возникло ни одного вопроса — деньги были переведены. Вскоре после того, как я маме это рассказала, ей позвонили моим голосом и сообщили, что я в беде. Она попросила подождать и перезвонила мне. И сделала совершенно правильно. Даже если бы я по каким‑то причинам не ответила, надо было все равно не поддаваться панике, а привлечь третьих лиц — других родственников, соседей. Важно, чтобы был кто‑то, кто сохранил способность трезво мыслить.

Увы, в погоне за добычей мошенники не гнушаются даже использовать детей, обманом заставляя их переводить деньги с родительских банковских карт. Причем после первого перевода ребенка начинают шантажировать, угрожая все рассказать папе с мамой, имена которых злоумышленникам хорошо известны.

К сожалению, здесь родителям приходится пенять на себя — у детей просто не должно быть доступа к таким картам. А уж если случилась беда, ребенок не должен бояться о ней родителям сообщить. Разумеется, и правила безопасного поведения в Интернете и при телефонных разговорах должны стать необходимым элементом воспитания.

Между тем с 14 лет на ребенка уже может быть оформлена собственная банковская карта с полным функционалом всех действий. И этим злоумышленники сейчас активно пользуются. За небольшую плату они предлагают подростку поработать «транзитным кошельком» — через его карту перекачиваются деньги, украденные у обманутых граждан. В этом случае ребенок, даже если его используют втемную, сам становится соучастником преступления.

Отдельная, весьма болезненная тема — постстрессовое состояние человека, который пришел в себя и понял, что его обманули. Переживания мучительные, чреватые даже психическими расстройствами. Здесь очень важна поддержка близких людей. Разумеется, ни в коем случае человека нельзя ругать, усугубляя его страдания. Но и говорить, что «все хорошо», тоже не имеет смысла. Пострадавшего нужно настроить на конструктив — мы подаем заявление в полицию, будем бороться. И на самом деле это не пустые слова — иногда украденные деньги удается вернуть.

Надеяться же на то, что в обозримом будущем все как‑то само собой образуется и проблема телефонных мошенничеств исчезнет из актуальной повестки дня, не приходится. 

Более того — чем сильнее интернет-среда проникает в нашу жизнь, делая ее комфортнее, тем больше будет возникать опасностей и рисков. И как бы ни старались борцы с мошенниками нас защитить, помочь нам может только собственная бдительность и осторожность. 

Элементарные познания о компьютерной безопасности. Внимательное отношение к пожилым родственникам и постоянное общение с ними. Доверительные отношения с детьми. Противопоставить бесчеловечности можно только человечность. И это один из уроков высокотехнологичного XXI века.

P. S. На днях преступники попытались по телефону обмануть судью Уставного суда СПб в отставке, экс-начальника управления юстиции Санкт-Петербурга, президента знаменитого Фонда поддержки и развития исторического наследия А. В. Кони (наша газета неоднократно рассказывала о мероприятиях и достижениях фонда) Людмилу Васильевну Кулешову.

Злоумышленники вымогали у нее 6 миллионов рублей. Людмила Васильевна, понимая, что это мошенники, приняла их игру и сообщила в полицию. В тот же день сотрудники МВД смогли задержать 21‑летнего местного жителя и 18‑летнего мигранта. Это были мелкие сошки, курьеры, которые пришли к «жертве» за деньгами по приказу из мошеннического центра. В связи с происшествием было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ («покушение на мошенничество в особо крупном размере»).

Читайте также:

«Звонок трейдера с биржи». Очередная схема телефонного мошенничества

Прекратите отвечать на звонки мошенников!


#мошенничество #обман #мошенники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (7766) от 09.10.2024 под заголовком «Остерегайся входящего».


Комментарии