2Vtzqv4Hz9U

Как распознать телефонных мошенников и сберечь свои личные данные?

Сначала история, рассказанная молодой веселой предпенсионеркой неполных 50 лет. И началась она с классики: «У меня зазвонил телефон…». Говорил доброжелательный, деловой и очень спокойный женский голос якобы из Соцфонда.

Как распознать телефонных мошенников и сберечь свои личные данные? | ФОТО Craig Whitehead on Unsplash

ФОТО Craig Whitehead on Unsplash

Голос поведал, что при изучении документов о назначении будущей пенсии у нашей героини «выпали полтора года стажа». Чтобы восстановить их, следует явиться на личный прием. Но сначала записаться на него, причем лучше всего именно к ней, к звонящей даме со спокойным голосом, и поскольку она на днях уходит в отпуск, то сделать это можно прямо сейчас… За этим последовал шквал каких‑то ненужных подробностей про систему записи в режиме онлайн.

Надо сказать, что предпенсионерка уже практически на второй фразе заподозрила, с кем имеет дело. Так что разговор о записи поддерживала, скорее, просто развлекаясь. А из трубки звучало: «Сейчас вам по SMS придет номер очереди».

SMS-послание пришло, но почему‑то от портала госуслуг. В нем действительно были какие‑то цифры. А вместе с ними несколько слов мелким шрифтом: мол, получите ваш код для смены доступа… И тут же в трубке опять раздался спокойный голос: «Пришло сообщение? Прочитайте мне номер очереди».

На этом предпенсионерка и выдала себя: хихикнула и заметила, что прекрасно знает, что такое гос­услуги, как на них организован доступ к аккаунтам и чем все это отличается от организации личного приема… В трубке раздались короткие гудки.

Надо отметить, что подобные истории встречаются нечасто. Точнее, граждане, почуявшие обман, охотно рассказывают о своей бдительности. Но, чтобы запомнить и пошагово оценить каждое предложение мошенницы, — это удается немногим.

Еще год-два-три назад рубрика «Не попадайтесь!» у многих читателей вызывала веселую оторопь. Казалось, что жертвы мошенников — герои анекдотов, какие‑то особые люди: интернетов не знают, ТВ не смотрят, газет не читают и думают через раз. Но теперь уже не до веселья. Да и оторопи давно нет. Есть бесконечная усталость от мучительных попыток понять: как можно не распознать мошенника с первой (ну со второй) минуты разговора?

Практически все обманутые отмечают, что их «купило» то, что мошенники, казалось, знали о них все: обратились по имени-отчеству, разговаривали соответственно возрасту потенциальной жертвы, от имени ее реальных родственников или тех организаций, с которыми она с большой долей вероятности может контактировать. «А если знает все, стало быть, имеет полномочия знать! Стало быть, это не абы кто, а официальная организация!..» — такова первая реакция. А мошеннику того и надо: с ходу начинает «грузить» жертву информацией, часто для нее невразумительной, но вызывающей опасения и желание опереться на кого‑то, кто может отвести неведомую опасность, кто возьмет на себя хлопоты разобраться в непонятной (или непонятой) ситуации…

Психологи со своей стороны как‑то пытаются объяснить этот феномен, но получается не очень. Во всяком случае граждане, даже начитанные, знакомые с психологическими выкладками, все равно предпочитают говорить, что мошенники обладают гипнотическими способностями.

Наверное, самое исчерпывающее объяснение довелось услышать из уст начальника отдела информационной безопасности Северо-Западного управления Банка России Андрея Кобзаря, который, признаться, был немного резок. Он заявил, что в век повальной информатизации и цифровизации не стоит удивляться, что мошенники могут найти любую информацию о человеке. Избежать этого невозможно… Разве что всему обществу отказаться от этой ступени развития и переместиться в 60‑е годы прошлого века. А лучше все‑таки осознать, что те давно миновали, и жить соответственно времени, не застревая в прошлом.

А еще Кобзарь отметил, что никакие законодательные акты/запреты не могут остановить распространение информации, которую нередко человек оставляет в Сети сам (в социальных сетях или в открытой электронной переписке). И если он не желает быть обманутым, ему необходимо принять эти факты и осознать: если некто знает ваше имя — это еще не значит, что он официальное лицо с честными намерениями.

Сложилось стойкое мнение, что обманутыми чаще всего оказываются глубокие пенсионеры. Однако социологи Сбербанка проанализировали статистику обманов и пришли к выводу, что жертвами мошенников чаще всего становятся женщины 25 – 55 лет. Именно эта категория наиболее склонна верить модной ныне «разводке», когда якобы сотрудник банка по телефону сообщает, что некто якобы собирается обчистить счет клиента, а потому клиенту необходимо быстро перевести деньги на безопасный (якобы) счет… И переводят. Или по наущению «сотрудника банка» оформляют кредит ради сохранения своих денег. Почему нужно предпринять эти действия, клиент не понимает. И оттого… начинает доверять «знающему свое дело сотруднику». И, похоже, это доверие только растет.

По неполным данным правоохранительных органов, только за последние месяцы в Петербурге и области зафиксировано более 17,5 тысячи случаев «разводки» с использованием возможностей, предоставляемых информационными технологиями. В среднем по 72 случая в день. Существенно больше, нежели в прошлом году. Раскрыть удалось чуть больше 11 %. Вывод один: спасение жертв мошенников — дело рук самих жертв.

Между тем граждане, потерявшие из‑за «разводки» свои деньги, чаще всего грешат на государство, которое не может обеспечить цифровую и прочую безопасность, да на банки, которые оформляют неправедные кредиты. «А могли бы и простить эти долги, если выяснилось, что кредит взят под давлением мошенников».

На эти обвинения Кобзарь за­явил, что в банках и так работают огромные отделы безопасности, в задачу которых входит как реакция на жалобы или подозрения клиентов, так и изучение каждой сделки. И многие из них удается «тормознуть» в самом начале. Многие, но далеко не все.

Что касается государства, то все возможные законодательные акты уже приняты. Введена уголовная ответственность за приобретение сим-карт на подставных лиц. Правоохранительные органы без устали проверяют операторов связи.

Однако наибольшие надежды все — и банки, и прокуратура, и полиция — возлагают на законопроект о самозапрете кредитования. Предполагается, что банки будут обязаны ввести такую услугу. Клиент сам сможет ставить себе ограничения, и банк должен будет отказывать ему в кредите вообще или в кредите на крупную сумму. Снять такой запрет сможет сам клиент. Но для этого ему придется предпринять какие‑либо действия, а за это время, скорее всего, он придет в себя и начнет мыслить здраво.

Читайте также:

«Звонок трейдера с биржи». Очередная схема телефонного мошенничества

Прекратите отвечать на звонки мошенников!


#мошенники #личные данные #цифровизация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7759) от 30.09.2024 под заголовком «Сам себе мошенник».


Комментарии