На уступах Литоринового моря. Как развиваются жилые кварталы Каменки

Новые кварталы, выросшие за последние полтора десятка лет в Приморском районе между Парашютной улицей и ЗСД, зовут Каменкой — по одноименной деревне, расположенной за речкой, которая носит то же название. До недавнего времени на месте новостроек были совхозные поля и участки соснового леса, от него теперь уже почти ничего не осталось. Вот рельеф местности — с резкими перепадами высот — все тот же, что добавило трудностей строителям, возводившим здесь жилые кварталы. На проспекте Авиаконструкторов пришлось даже возвести живописную стену из камней — улицы то плавно поднимаются в горку, то спускаются с нее. Для равнинного Петербурга подобное — нечастый случай, как отмечает Алексей ГОРЯЧЕВ, преподаватель Государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и один из создателей соседского интернет-сообщества «Наша Каменка — Комендантский проспект».

На уступах Литоринового моря. Как развиваются жилые кварталы Каменки  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Откуда же горки?

— Можно так сказать, из глубокой древности. Это следы так называемого Литоринового моря, которое было своего рода «прародителем» современного Балтийского. Название ему ученые дали по моллюску, жившему в его водах. Уровень этого моря был выше современного Финского залива примерно на десять метров, и большая часть нынешнего Приморского района представляла собой морское дно, а берег располагался там, где мы въезжаем в Коломяги со стороны «Пионерской». Потом вода отступила, оставив нам на память Литориновый уступ.

Теперь древнее море увековечили даже в названии улицы, которая должна быть построена в кварталах Каменки — от Парашютной улицы до проспекта Королева. В этом микрорайоне вполне регулярная планировка: почти все проспекты и улицы прямые. Есть немного изогнутых, но Литориновая улица имеет самую необычную форму — волнообразную, поскольку идет как раз по краю уступа.

Каменка4_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— И вот теперь здесь — суперсовременные кварталы…

— В которых есть свои радости и беды. Радости связаны с тем, что все новое — на то они и новостройки. Здесь много жителей из других городов и регионов, которые хотят поселиться в новых кварталах Петербурга, но не на «выселках», а поближе к центру города. Это все‑таки не Мурино, не Кудрово и не Бугры, а привлекательный и любимый многими Приморский район.

В Каменке живут немало молодых семей. Для многих это первое собственное жилье: здесь большим спросом пользуются квартиры-студии и однокомнатные квартиры. Молодым людям нравится, что дома здесь в основном яркие, современные, отделаны цветными панелями…

Разумеется, при столь масштабном и стремительном строительстве неизбежно возникают ­проблемы с инфраструктурой. Очень серьезно отстает сооружение улично-дорожной сети. Сейчас это уже создает существенные проблемы, а в ближайшем будущем, если не будет принято никаких принципиальных решений, ситуация рискует стать просто катастрофической, причем для всей северной части района.

— О чем речь?

— В районе несколько главных магистралей, проходящих параллельно друг другу. Перечислю их в том порядке, как они расположены с востока на запад: Парашютная улица, проспекты Королева, Комендантский, Авиаконструкторов и Планерная улица. А вот поперечных улиц и проездов, которые бы соединяли их между собой, очень мало.

Достаточно проехать по Парашютной улице, чтобы убедиться: поперечных улиц, которые отходили бы от нее в западном направлении, к северу от Долгоозерной, попросту не существует. А кварталы там гигантские, и чуть ли не каждый месяц сдаются новые дома.

Естественно, людям приходится приспосабливаться, в качестве поперечных улиц они начинают использовать внутриквартальные проезды — иначе вообще не про­ехать. Чуть ли не весь микрорайон выезжает на Парашютную улицу через парковку двух гипермаркетов. Она выполняет функцию двух пока еще не достроенных улиц. А если случается ДТП на проспекте Королева — он встает весь, потому что невозможно никуда выбраться в сторону — ни вправо, ни влево! В последнее время уже и конец Комендантского проспекта стал «пробочным».

— Поперечные улицы в принципе не запроектированы или они просто пока еще не построены?

— Они запроектированы, но должны появиться только в перспективе. Например, маленький кусочек Плесецкой улицы, который соединит проспект Королева и Парашютную улицу, за свой счет построит застройщик ближайшего жилого комплекса. Но в лучшем случае осенью, работы до сих пор не начались.

Еще два отрезка — Глухарской улицы и Шуваловского проспекта — должен строить город. Но сроки опять‑таки не самые близкие: 2026 и 2027 годы. Хотя, казалось бы, с точки зрения элементарной транспортной безопасности эти соединения необходимы как можно скорее.

Со школами и детскими садами тоже большие проблемы. Потихоньку ситуация улучшается, многие «мертвые» объекты были оживлены, но одновременно с этим застройщики продолжают возводить и сдавать столько жилья, что нет уверенности, что уже вводимые в строй школы и детские сады спасут ситуацию.

— Когда жители покупали квартиры, им обещали, что дома будут стоять чуть ли не в окружении соснового леса…

— Еще как обещали! И шикарные парки на рендерах рисовали, и райские сады во дворах. Увы, на самом деле все оказалось совсем не так. Лесные массивы, на месте которых возводят кварталы между Парашютной улицей и ЗСД, стремительно вырубают. Жилая застройка очень плотная, от леса остаются лишь крошечные участки, и то некоторые из них уже проданы под коммерцию.

Застройщик обещал парк у реки Каменки, но в конечном итоге переоформил землю таким образом, чтобы можно было возвести там спортивные объекты и заведения общепита. То есть от обещанного парка как минимум 50 % территории уйдет под застройку. И это будет уже не совсем парк, а прогулочная зона с элементами коммерции…

Да, за Западным скоростным ­диаметром есть Юнтоловский заказник. Но это вообще‑то не территория для прогулок. Смысл любого заказника — в сохранении дикой природы, поэтому в нем нет и не будет велодорожек и широких аллей.

Единственная на сегодня полноценная рекреационная зеленая зона в новостройках Каменки — это Изотовский сквер, на его краю построили весьма живописный храм Спас-на-Каменке. Он находится между Нижне-Каменской улицей и проспектом Авиаконструкторов. Это тот случай, когда был сохранен «островок» леса, которому дали статус зоны зеленых насаждений общего пользования. Но сквер фактически внутриквартальный, его совершенно недостаточно для того, чтобы им пользовались все жители Каменки.

— Пока у жителей новостроек есть возможность гулять в полях совхоза «Пригородный» за речкой Каменкой…

— Вот именно что «пока». К северу от речки, в полях между Дорогой на Каменку и автомобильным заводом, грядет масштабная застройка. Поле еще нетронутое, но в таком виде оно доживает последние годы. Сейчас еще жители новостроек любуются им из своих окон, наслаждаются сельской идиллией рядом с домом. Красивейшие закаты, восходы…

Как раз в эти поля выйдет продолжение Комендантского ­проспекта: именно он будет главным выездом на КАД, а не Парашютная улица, как сегодня. Застройщик уже выкупил территорию и готовится к масштабному строительству. Плюсы новых кварталов, которые там ­появятся, очевидны: рядом Кольцевая дорога, до залива рукой подать. Очень бы не хотелось, чтобы его жители оказались заперты в «каменном мешке».

Каменка2а_С.jpg

Достопримечательностью Каменки уже стали живописные изображения, нанесенные на торцевые фасады домов между Парашютной улицей и проспектом Королева. Это самые большие муралы не только Петербурга, но и всей страны: они занимают пространство во всю высоту, на 24 этажа. Созданием картин занимались известные мастера стрит-арта. Что‑то они изобразили в духе российского авангарда 1920‑х годов, что‑то — по мотивам сказок. Художники Алексей Кислов и Роман Мураткин представили свои авторские интерпретации сюжетов книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

МНЕНИЯ

Наталья ЗУЕВА, инженер-конструктор, сотрудник ЦКБ «Айсберг»:

— На мой взгляд, район хороший. По крайней мере гораздо лучше других новостроек. Метро здесь появится в обозримом будущем, планируются дороги и социальная инфраструктура. Новые дома, красивые, современные, магазины и кафе на первых этажах, где‑то пытаются создавать красивые придомовые территории. Да, проблемы есть, но решать их можно, если активные жители объединяются вместе, ­изучают строительную документацию и обращаются с конструктивными предложениями к тем же чиновникам. К примеру, удалось добиться, чтобы на пустыре вдоль Верхне-Каменской улицы убрали стоявший там бесхозный синий забор. Строительство давно закончилось, а забор так и оставался. Из-за него люди не могли пройти от одного жилого комплекса к другому, к тому же забор сильно портил вид. И вот только что там проложили временную пешеходную дорожку из бетонных плит. Хотя бы не по грязи идешь!

Владимир ВЕЛИЧКО, сотрудник банка:

— Никак не решается многолетняя транспортная проблема. Чиновники не занимаются развитием уличной сети, перекладывая это на застройщиков, а те строят по минимуму. «Юбилейному кварталу» скоро уже двадцать лет, а социальная инфраструктура еще только развивается. Не хватает крупных сетевых мегамаркетов, да и места для их возведения уже тоже нет. Приходится ездить к Комендантской площади, на «Пионерскую»… А от самых отдаленных домов Арцеуловской аллеи до элементарных магазинов шаговой доступности и остановок городского транспорта идти надо больше километра.

Татьяна ДАНИЛОВА, краевед:

— Не сегодня-завтра многоэтажки перешагнут на правый берег речки Каменки. В каком виде сохранится деревня, что останется от истории? О том, что деревня Каменка была основана в 1865 году немецкими колонистами, до сих пор напоминают остатки надгробий на месте бывшего лютеранского кладбища на берегу речки. До недавнего времени можно было увидеть и фрагменты мощенной булыжником дороги, что была проложена в конце XIX века и шла по Литориновому уступу из Коломяг в Большую Каменку. О событиях Великой Отечественной войны напоминают захоронения близ бывших военных аэродромов… И коль скоро появятся новые улицы, почему бы не назвать их именами летчиков, которые взлетали с аэродромов «Каменка» и «Шувалово»? Улица Летчика Паршина уже есть, хорошо бы назвать одну из улиц именем его друга Героя Советского Союза Андрея Ивановича Кизимы. Достойных много.

Юлия РАВКОВСКАЯ, главный редактор онлайн-журнала о техносферной безопасности:

— Хотелось бы видеть природоориентированное развитие новых кварталов Каменки. Очень важно создавать «зеленые коридоры» между Юнтоловским и Новоорловским заказниками, Шуваловским лесом, речкой Каменкой и Шуваловским карьером. Это важно не только для миграции животных и птиц и их комфортного существования, но и для людей, которые должны получать экосистемные услуги: чис­тый воздух, места для прогулок, тень от деревьев в жаркий день, биоразнообразие флоры и фауны.

Отдельно хочется отметить, что состояние речки Каменки сегодня крайне плачевное. Она превращается в сток канализационных вод. Во время прошлогодних летних спортивных пробежек просто невозможно было дышать на мосту, который пересекает Каменку. От нее несет густым канализационным запахом, он не просто неприятный, он — смердящий… Город должен бороться за сохранение природы — другого пути нет.

#Каменка #новостройка #кварталы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (7661) от 14.05.2024 под заголовком «На уступах Литоринового моря».


Комментарии