На нет и суда есть. Санкции поставили перед судостроителями новые задачи

Петербургские верфи научились строить высокотехнологичные суда, не уступающие лучшим зарубежным аналогам. Но доля комплектующих в таких судах по‑прежнему значительна. В условиях нового жесткого санкционного давления это ставит перед судостроителями новые задачи, ведь ясно, что на 100‑процентное импортозамещение потребуется время.

На нет и суда есть. Санкции поставили перед судостроителями новые задачи | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Диапазон мнений по поводу перспектив этой отрасли сегодня большой. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в которую входят ведущие верфи Петербурга и Ленобласти, например, выразила спокойствие. На сроках и качестве ее продукции, заверили руководители холдинга, очередные санкции не отразятся. А потому свои обязательства перед партнерами он выполнит в полной мере, не сомневайтесь.

Скептики, однако, опасаются, что в новых условиях отрасль может замереть. На самом деле рассматривать ситуацию в черно-белых красках не стоит, полагает наш эксперт Александр Буянов, заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института морского флота.

Первая волна западных санкций, напоминает он, накатила на отрасль в 2014‑м. Особенно остро это ощутили крымские верфи. Некоторые компоненты пришлось доставлять туда окольным путем — скажем, через Новороссийск. Запреты и ограничения затронули также компании, работающие в нефтегазовом секторе, на арктическом шельфе, и предприятия ОСК. Но те и другие выходили из положения, в том числе ориентируясь на оборудование азиатских производителей и за счет импортозамещения.

Словом, бизнес активно искал обходные пути поставок — и оказалось, что все не так плохо, как виделось поначалу.

Какова ситуация сегодня? Каков портфель заказов крупных петербургских верфей? В основном это гособоронзаказ: корветы, подлодки, тральщики и т. д. Плюс суда, предназначенные для рыбопромыслового флота, который в последние годы благодаря ­господдержке, программе «квоты под киль» активно обновляется, указывает Александр Буянов.

«У нашего института направление работ — гражданское судостроение, — говорит он. — Так вот, посмотрим на характеристики этих судов. Что касается корпусной части, Россия однозначно закрывает потребности отрасли: мы производим разные виды судовой стали, включая арктическую. Другой важный блок — энергетика и движительное оборудование. Вот здесь дела обстоят сложнее».

Основными поставщиками дизель-генераторов и судовых двигателей большой мощности для наших верфей до последнего времени оставались финские и немецкие компании. Наладить выпуск такой продукции отечест­венные предприятия (тот же Кингисеппский машиностроительный завод) пока не смогли. Но китайская компания WinGD поставляет на рынок практи­чески весь спектр судовых двигателей. А у нее европейские корни: швейцарские и финские производители создали в этой стране совместное предприятие, превратившееся в самостоятельную корпорацию. Причем качество ее изделий (мощных двигателей, которые используются на балкерах и контейнеровозах) соответствует мировым стандартам, и масштабировать производство китайцы умеют неплохо.

Следующий значимый судовой блок: электроника. В нашей стране есть производители (петербургская «Аврора», к примеру), которые ее выпускают, обеспечивая выполнение военных заказов, работая на нужды ледокольного флота и верфей, строящих плавучие атомные энергоблоки. Теперь им тоже, понятно, потребуется нарастить свои силы.

Не будет провалов и по части навигационного оборудования. Один из мировых лидеров в этой области, петербургская компания «Транзас», правда, не так давно стала финской. Но в России укрепились ее близкие «родственники», ставшие самостоятельными бизнес-структурами. Опыт и технологии, необходимые чтобы подставить плечо, у них есть. Другое дело, что микроэлектроника, используемая на наших судах, в настоящее время почти вся импортная.

Получается, отечественным производителям нужно оперативно закрыть две важные позиции. Это судовые двигатели и начинка (платы и чипы) приборов. Правительство РФ объявило о дополнительной поддержке IТ-сферы, и здесь тоже, как видно, нужно принять схожие меры. Хотя инвестиции решающим фактором тут вряд ли станут: компетенции нарабатываются годами.

Еще одно традиционно отстающее направление работы отечественных поставщиков — сервисное обслуживание своей продукции. Заниматься этим должны сервисные центры, но такой вид бизнеса «провисает», отмечает эксперт. В то же время мы живем в условиях рыночной экономики. Наладить нужные поставки, скажем, через Турцию труда не составит, считает специалист.

С турецкими верфями у судостроителей России хорошие связи, и партнеры стремятся их сохранить. Так, одна из этих верфей (Kuzey Star), получив от Росморпорта заказ на постройку двух ледоколов, взяла льготный кредит, модернизировала производство и выполнила свои обязательства, оставшись в прибыли. Таких примеров немало.

«Строительство атомоходов в новых условиях, кстати, не пострадает: они полностью оснащены отечественным оборудованием, — продолжает Буянов. — Нужно учесть, что ледоколы проекта 22220, которым нет равных в мире, строили с чистого листа и освоили это высокотехнологичное производство. Да, на головной «Арктике» не все пошло гладко. Но это, по сути, был экспериментальный образец, а когда делаешь что‑то с нуля, опираясь только на стендовые испытания, огрехи неизбежны».

Что же касается строительства траулеров и других гражданских судов, где корабелы наработали опыт, там огрехов быть не должно. Специфика этой отрасли в том, что она инерционна, напоминает зам. гендиректора ЦНИИ морского флота. У таких проектов — большой жизненный цикл, а значит, любой кризис дает отложенный негативный эффект. Задел времени у судостроителей есть, и этим преимуществом нужно воспользоваться.

«Да и западный бизнес, по словам эксперта, не захочет рубить сплеча, уходя без оглядки с российского рынка и теряя колоссальные деньги. Многие зарубежные компании, мы видим, взяли паузу. Южнокорейские корпорации, у которых сложилась тесная кооперация с российской судостроительной отраслью, например, не поддались панике. Их соседи-японцы, чьи танкеры участвуют в перевозке сахалинской нефти, тоже не делают резких движений», — рассуждает Александр Буянов.

Так или иначе, отрасль приспособится к нынешним условиям, полагает он. Главное — обеспечить безопасную эксплуатацию флота, выполняя жизненно важные требования Российского морского регистра судоходства и международных конвенций.

А кризисные периоды имеют и положительные стороны: нет худа без добра. Научила же пандемия эффективнее выстраивать кабинетную работу, используя цифровые платформы и экономя свое время, резюмирует специалист.


#судно #санкции #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7130) от 17.03.2022 под заголовком «На нет и суда есть».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.