Буксир-ледокол «Невская застава» вновь отправился по фарватеру

Скоро Нева уже избавится от ледяных объятий, ждать осталось недолго. Солнце засветило в минувший день так ярко, что на реку, укрытую белым покрывалом, стало грустно смотреть. Речникам, однако, было не до красот. Буксир-ледокол «Невская застава» покинул причал и вновь отправился по фарватеру (на сей раз с журналистами), оставляя канал освобожденной воды. Такая уж работа у этого судна, входящего в природоохранную службу Петербурга: предотвращать скопление льда, избегая опасных явлений в виде заторов-зажоров, а стало быть, подтопления некоторых береговых участков в черте города.

Буксир-ледокол «Невская застава» вновь отправился по фарватеру | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Красно-синий корпус «Невской заставы» нетрудно заметить, двигаясь по Октябрьской набережной в сторону Володарского мос­та. Можно даже не включать навигатор и не ориентироваться по номерам окрестных домов: вот он, речной труженик. Стоит себе у Невы на обычном своем месте, ждет новых указаний. Впрочем, маршрут у него в последнее время мало менялся.

Это судно, спроектированное по заказу Смольного, приступило к работе в 2010 году. И с той поры служит городу верой и правдой, выполняя самые разные обязанности. То его привлекут как буксир, то в качестве аварийно-спасательного судна. Нужно ликвидировать на воде нефтяное пятно? Пожалуйста, этот работяга тут как тут. А бывает, на каком‑то участке Волго-Балтийского водного пути караван судов застрянет во льдах, и безотказная «Застава» кинется им на помощь по первому зову.

Словом, трудно представить, что было время, когда Петербург обходился без такого умельца. При этом одна из главных задач судна — вести на Неве мониторинг ледовой обстановки. А она тут бывает очень непростой.

Прошлой зимой торосы на отдельных участках реки были такие тяжелые, что «Заставе» приходилось то и дело пробивать там каналы. Об этом рассказал, встретив нас на борту, Александр Иванов — руководитель аварийной службы природоохранного предприятия «ПИЛАРН», подведомственного профильному комитету Смольного.

«При ледоставе из‑за перепада температур лед, идущий из Ладоги по Неве, образует возле широких мостовых опор «пробки», — пояснил он. — А это грозит бедами: уровень воды выше по течению может подняться, и она начнет подтоплять некоторые площадки Обуховского завода или дома в поселке Усть-Ижора. Так бывало не раз…»

По словам начальника службы, ушедшая зима была куда спокойнее, грех жаловаться. Лед на Неве сформировался сразу, прочно, без неприятных сюрпризов. А температурные качели, характерные и для нынешнего сезона, на его «поведение» не повлияли.

Но ледоколу и теперь приходится постоянно бороздить реку, иначе очищенная им полоска воды из‑за ночных заморозков крепко срастется. И чтобы восстановить ее, потребуется удвоить-утроить усилия и расход ­топлива. А чем больше таких каналов, полыней и промоин, тем легче Неве при ледоходе выносить течением в море битые льдины. Да и прогуляться по застывшей реке любители экстрима не смогут, а таких в Петербурге, сетует МЧС, остается немало.

После каждого подобного рейса в судовом журнале возникает свежая запись: описание текущей ледовой обстановки. Эти данные «пиларновцы» передают специалистам, помогая составить гид­рологическую и метеорологическую картину в динамике на основе многолетних наблюдений…

Ледокол3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Между тем капитан Андрей Цимбалов распоряжается: «Отдать кормовой!». Получив от службы речного движения добро на отход, он плавно отводит свое судно от бетонной стенки «октябрьского» причала. Сегодняшняя задача — добраться к Благовещенскому мос­ту и вернуться тем же путем.

Слегка подрагивая, ледокол начинает идти среди мелкобитого льда по той же речной «колее», которую обновил ровно неделю назад. Кроме нее, Нева в этом широком месте полностью скована льдом. И его фрагменты гулко стучат по стальному корпусу судна, словно кто‑то перекидывает внутри него громадные булыжники. А мелкие льдинки разлетаются по сторонам под всплеск невской воды, будто камешки из‑под колес легковушки, катящей по проселочной дороге.

Лед тут относительно небольшой, от силы полметра, хотя достаточно прочный. А вот на мелководье в районе Ивановских порогов, где «Заставе» довелось побывать и в нынешний сезон, он раза в два толще. Но для ее стальной обшивки такое препятствие не страшно: ледокол ломает эту речную «броню», наваливаясь на нее носовой частью, или методично, со всей мощи, тараня.

А силища у этого речного странника (точнее, судна класса река — море) довольно приличная: совокупная мощность двух его двигателей достигает 5 тыс. лошадиных сил, отмечает капитан. Так что «Застава» может развивать скорость 15 узлов. Но теперь, с усилием расчищая во льдах дорогу, продвигается медленнее, хотя идет по течению.

За Большеохтинским мостом значительная часть Невы свободна ото льда, но прибавить ходу капитан не торопится. В устье реки Охты, говорит он, пережидают зиму небольшие суда, и хотя энергия волны, достигнув этого места, чуть спадет, у катеров могут порваться швартовые канаты. Следующий участок реки, где вдоль набережной простираются обширные владения «Водоканала», представляет собой почти ровное белоснежное поле. И трудяга-ледокол вновь «вгрызается» в него…

«Капитаном я работаю здесь несколько лет и не перестаю восхищаться этим судном», — делится Андрей Цимбалов, управляя им с помощью миниатюрных джойстиков.

Движения его рук чутко улавливают винторулевые колонки, установленные на корме, которые обеспечивают «Заставе» высокую маневренность и позволяют полностью развернуться на чистой воде в считанные секунды.

Скажут: подумаешь, на это способны и другие ледоколы, да помощнее. Все верно. Но под неразведенными питерскими мостами ни один из них зимой не пройдет, а этому — все нипочем. Достаточно нажать кнопку, чтобы привести в действие гидравлический механизм, и ходовая рубка ледокола тут же послушно «присядет».

Его высоченная мачта на реке обычно опущена: экипаж поднимает ее только при входе в Ладогу или Финский залив. Туда «Застава» тоже выходит. Не так давно, к слову, она побывала в Кронштадте, доставив на скованную льдами базу Литке, находящуюся около дамбы, необходимое оборудование.

Ледокол5_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Фарватер там опасный и узкий, идти нужно предельно осторожно. Но и на Неве, когда электронное оборудование теряет на время связь со спутником, приходится двигаться, полагаясь на опыт и память, продолжает капитан. Для этого все отмели на реке, течения и особенности невского фарватера нужно знать как свои пять пальцев. А разве не требуется мастерство, чтобы, учитывая скорость течения и силу ветра, «прислонить» многотонный ледокол кранцами к историческим набережным, не повредив гранитную облицовку?..

Тем временем, достигнув конечной точки маршрута, «Застава» пошла в обратный путь.

В районе Дворцового моста ледокол принялся выписывать круги на реке. И все по той же причине: спасатели МЧС попросили поработать здесь основательнее, чтобы никто не смог поиграть в «невскую рулетку», испытывая на прочность весенний речной лед. А сверху, опираясь на перила моста, горожане наблюдали, как стальной «фигурист» делает это вроде бы с неожиданной для ледокола легкостью.

Однако иметь одно такое судно городу маловато: как ни крути, нужен хотя бы еще один подобный ледокол. Разговор об этом идет не один год. И дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки: проект нового петербургского ледокола специалисты ЦКБ «Нептун» подготовили, и средства на его строительство в городском бюджете запланированы, рассказали «СПб ведомостям» в городском комитете по природопользованию.

В нынешнем году намечается провести соответствующий тендер, внеся в документы коррективы, чтобы заменить кое‑что из оборудования на отечественные аналоги. В любом случае «Застава» обретет помощника, но не близнеца: это будет ледокол, похожий на нее по функционалу, только еще более современный, обещают специалисты.


#ледокол #Нева

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7128) от 15.03.2022 под заголовком ««Застава» ждет подмогу».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.