Мостик в будущее. ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова готовит экипажи ледоколов на уникальном тренажёре
Когда спускают на воду строящийся в Петербурге атомоход новейшего проекта 22220, невольно замираешь от восторга. Кажется, этим гигантам ничего не стоит вести за собой любые суда, ломая толстенные льды. «Умные» системы помогают обеспечивать безопасное судоходство, и все же условия ледовой проводки так сложны, что без опыта не обойтись, а ошибок Арктика не прощает. Но учиться управлять такой махиной можно теперь не только в море. Макаровка (Государственный университет морского и речного флота, ГУМРФ) начинает готовить экипажи ледоколов этой линейки и обучать будущих капитанов, используя ледовый тренажер, подобного которому нет нигде в мире. Одна из петербургских компаний создала его по заказу «Росатома» на основе российских технологий и установила недавно в этом вузе.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Вокруг атомохода простирается бескрайнее ледовое поле, а он уверенно идет вперед, оставляя за кормой полоску воды. Отсюда, с ходового мостика судовой надстройки, где полным-полно разных приборов, мониторов и кнопок, видна часть пролива Югорский Шар, соединяющего два северных моря — Карское и Баренцево. Кажется, под ногами вот-вот закачается палуба, и если открыть иллюминатор, ворвется поток холодного ветра. А если сдвинуть ручку телеграфа, этот исполин пойдет быстрее…
Здесь действительно все, как на «живом» судне, уверяют капитаны таких атомоходов. По-другому и быть не могло, ведь их вовлекли вместе с другими экспертами в создание нового тренажера, появившегося в Макаровке.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Ее курсантов, конечно, и раньше обучали с помощью схожих установок. Пользуются ими и судоводители, повышая при содействии вуза квалификацию. Ледовый навигационный тренажерный комплекс, где проходят эти занятия, был открыт полтора года назад на средства Минпромторга РФ. Состоит он из двойников пяти связанных между собой навигационных мостиков. Каждый воспроизводит движение разных судов ледового класса, работающих на северах, и разные ледовые условия. Такого тренажерного центра, считай, нет больше нигде. Впрочем, о новинке — точной копии левого крыла ходового мостика атомоходов проекта 22220 — говорят то же самое…
Потребность в арктическом флоте сегодня постоянно растет. Суда ледового класса используют для обеспечения северного завоза, освоения месторождений и перевозки сырья, добываемого в этих краях. Без таких судов не обойтись на всем Севморпути, где наращиваются, кроме прочего, международные транзитные перевозки. А еще они необходимы в портах Балтики и других замерзающих морских портах нашей страны, добавляет Сергей Айзинов, директор Института дополнительного профобразования ГУМРФ (он же начальник вузовского Морского учебно-тренажерного центра). А значит, больше должно быть и специалистов, знающих толк в этих трудягах и понимающих «характер» льда, который на Балтике, например, заметно отличается от арктического.
Такие знания нужны, чтобы выбрать лучшую тактику движения судна, не повредив его корпус, — ледовые «объятия» бывают опасны. Чтобы быстрее и с минимальным расходом топлива пройти сложный отрезок пути. А всему этому необходимо учиться, и хорошо бы не в море методом проб и ошибок, а на тренажере.
Ледокольщикам полагается разбираться и во многом другом. Они должны знать, к примеру, как сформировать караван из судов и лучше его провести, как освободить застрявшее во льдах судно или отбуксировать. Словом, ледокольные операции — целая наука. Но мало узнать обо всем этом из пособий: нужны навыки, получить которые можно на симуляторе мостика, выполняя упражнения, подготовленные под разные сценарии.
Инциденты, связанные с ледоколами, хоть и редко, но случаются: человеческий фактор. Бывало, ледокол сталкивался с сухогрузом, освобождая его из ледового плена. Чтобы такого не происходило, нужно знать правила и уметь грамотно их применять. А члены работающей на мостике команды — капитан, старпом или вахтенный помощник, матрос-рулевой — должны понимать друг друга с полуслова. Имеющиеся в Макаровке тренажеры на это тоже рассчитаны.
Подобный тренажерный комплекс, о котором наша газета рассказывала («СПб ведомости» от 15.02.2023 г.), есть и в Крыловском центре. Моряки-полярники, которым требуется перейти на судно ледового класса или повысить квалификацию, занимаются там многие годы. Но возить туда группы курсантов проблематично. Да и крыловцам это оборудование необходимо в основном не для обучения, а для предпроектных исследований и научных экспериментов.
К тому же оно появилось там больше десяти лет назад, а за это время технологии шагнули далеко вперед. Но сотрудники Макаровки постарались учесть опыт эксплуатации такого оборудования, когда запускали свой проект. И надеялись, что оба тренажерных комплекса можно объединить, если понадобится, запустив в работу не шесть навигационных мостиков, как в Крыловском центре, а вдвое больше. Тем более что тренажер готовила для вуза компания, которая является «наследницей» той, что устанавливала подобное оборудование крыловцам.
Через каждые пять лет капитаны полярных судов должны подтверждать свои компетенции, как того требует соответствующая международная конвенция, ратифицированная Россией. А бывая для этого в Крыловском центре, некоторые из них высказывали замечания, помогавшие корректировать математическую модель, на основе которой действуют тренажеры. Мнения бывалых моряков пригодились и создателям вузовского тренажера, действующего в одной связке (в единой информационной сети) с пятью другими. То есть одновременно здесь можно обучать экипажи целого каравана — ледокола и следующих за ним транспортных судов.
Более сложная модель взаимодействия льда разного типа с корпусом судна, заложенная в новом тренажере, позволяет отрабатывать как бы в море самые непростые операции. Здесь можно моделировать ледяные торосы, подводная часть которых бывает на несколько метров больше надводной. Даже ледоколу порой быстрее и проще обойти эту преграду, чем идти через нее по прямой, поведал Сергей Айзинов.
Можно воссоздать эффект сжатия льда, когда водная дорожка за кормой ледокола быстро смерзается, мешая двигаться ведомому судну. А если сам ледокол, по сценарию, застрял в торосе, освободиться ему поможет использование балластных систем, раскачивающих судно, при изменении мощности реакторных установок. На прежних тренажерах такого не было.
Математическая модель новой работы петербургских разработчиков — предмет их особой гордости. С ее помощью можно не только отработать множество разных ситуаций, включая нештатные (отключение электричества на борту, например), которые могут произойти в море. Цифровой двойник «мостика в будущее», как его нарекли в вузе, имитирует движение судна при любой погоде, в самых разных гидродинамических и навигационных условиях. Да и в целом тренажер-двойник новых атомоходов оказался совершеннее родственных. Побывав на его открытии, это отметил Алексей Лихачев, глава госкорпорации «Росатом».
Чем еще это творение принципиально отличается от предшественников — тренажеров типа generic? Те ориентированы на подготовку экипажей для разных полярных судов. А новый цифровой двойник ходового мостика (ship-specific) впервые в России предназначен для судоводителей одной серии. Точнее, для ледокольного флота этого госхолдинга. Он имитирует бортовые системы ходовой рубки, средства навигации и связи, автоматику управления энергетической системой и другое оборудование конкретной серии судов: самых больших и мощных в мире атомоходов. Да еще с более высоким уровнем детализации.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Ни в одной арктической стране нет таких установок, — подчеркнул глава «Росатома». — Они только собираются развивать свои компетенции в этом направлении и делать что‑то подобное, а у нас в России такой проект уже реализован».
Четыре атомохода этой серии уже бороздят просторы студеных морей, два строятся на Балтийском заводе. Скоро там будет заложен еще один. И эту линейку планируется расширять дальше, чтобы повысить грузоперевозки на Севморпути (в его восточном секторе ледовая обстановка гораздо сложнее), обеспечив там круглогодичную навигацию.
Когда корабелы собирались передать заказчику флагман этой серии, на базе Макаровки был открыт Центр морских арктических компетенций. И в его стенах появился тренажер ядерной энергетической установки «РИТМ-200». Это был первый шаг к подготовке экипажей таких атомоходов. А теперь вуз может развивать и другие компетенции, чтобы на этих судах (с учетом их серийного строительства и ротации кадров) был опытный плавсостав…
«Вот смотрите, — показывает старший инструктор тренажерного центра Игорь Злодеев, бывший капитан, — здесь те же системы и приборы, что на реальном прототипе. Этот отражает положение пера руля ледокола, тут гирокомпас, локатор, а это — рулевое управление гребными двигателями. На такой панели мы видим нагрузку на оба реактора, а вот монитор, который воспроизводит электронные карты разных районов полярных морей…»
Взору здесь открывается вся окружающая панорама. А если оглянуться, увидишь на одной из «оконных» панелей полукруглой рубки судно, идущее за ледоколом. На сей раз это был танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», пояснил инструктор, а управлял судном его коллега (тоже бывший капитан), находясь в другом помещении. И оба, как в жизни, обсуждали свои действия по радиосвязи. Причем газовоз с трудом шел по проложенному для него каналу, обламывая ледяные кромки своими стальными боками, поскольку он шире ледокола.
Благодаря автоматике экипаж на таких атомоходах существенно меньше, чем на других. Но управлять ими сложнее: они мощны, огромны, но при этом довольно маневренны, продолжает Игорь Злодеев. Поэтому важно было сделать по особому техзаданию отдельный ледовый тренажер, в создание которого госкорпорация «Росатом» вложила порядка 100 млн рублей.
Отечественный софт ледового тренажерного комплекса вуза зарегистрирован в Минцифре РФ. А новый тренажер получил одобрение «Росморречфлота». Почти все оборудование там российского производства, а приборы и электроника целиком отечественные.
Около года тренажер будет находиться на гарантийном обслуживании. За это время предстоит его полностью обкатать (представитель компании-разработчика «опекает» его постоянно). А к образовательному процессу он приобщится, как только будут готовы учебные программы, над которыми работают сегодня сотрудники вуза.
Читайте также:
Инженеры для Арктики. В Петербурге обсудили подготовку кадров для инфраструктуры Севморпути
Моряки и курсанты-макаровцы учатся на уникальном тренажёре, сделанном в России
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7934) от 25.06.2025 под заголовком «Мостик в будущее».





Комментарии