Морские ворота страны. Что нынче происходит на Гутуевском острове, расположенном в дельте Невы
Гутуевский остров — место, где редко бывают любители исторических прогулок по Петербургу. Почему‑то считается, что в этом припортовом промышленном районе, расположенном между Морским каналом, Финским заливом и рекой Екатерингофкой, достопримечательностей, кроме храма Богоявления, нет. По словам нашего эксперта краеведа Евгении ДИЮК, когда она стала заниматься историей этих мест, столкнулась с тем, что известно о них действительно достаточно мало. Пришлось серьезно погружаться в архивный поиск. А затем сопоставлять его результаты с тем, что сегодня происходит на острове. Картина получилась очень интересная.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Старожилы, наверное, вспоминают популярный у моряков ресторан «Бригантина» на Двинской улице…
— А еще магазин «Альбатрос», где за чеки Внешторгбанка покупали дефицитные джинсы или магнитофоны. Да, все это так, но картина жизни на острове в разные годы была разной…
До войны он был застроен в основном малоэтажными деревянными постройками. В годы блокады враг регулярно обстреливал территорию порта, поскольку это был стратегический объект. Доставалось и острову, так что почти все деревянные сооружения пришли в негодность. После войны остров застраивали практически заново, и жилье здесь получали работники порта и всевозможных структур, с ним связанных. А в порту, как известно, люди работают семьями и династиями, многие десятилетия.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Когда‑то едва ли не на весь город был известен Дворец культуры моряков!
— Да, как сегодня принято говорить, это было культовое место. На протяжении многих лет в нем кипела жизнь. Работали кинотеатр, библиотека, множество кружков и секций — хореографии, морского моделирования, радиотехники. На сцене ДК выступали Владимир Высоцкий, ВИА «Дружба», «Поющие гитары», Эдуард Хиль, Эдита Пьеха…
Увы, в 2003 году ДК моряков закрыли из‑за аварийного состояния. Долгое время здание пустовало, ремонтные работы начались только несколько лет назад. Флигель на Двинской вырос на один этаж, в нем открыли гостиницу, а другие помещения сдают в аренду. Центральная же часть здания пустует и нынче, фасады затянуты сеткой, двери и окна заколочены, ступени уже зарастают кустарником…
Были разговоры о том, чтобы приспособить здание под дом творчества, но в итоге это ничем не закончилось. Поэтому сегодня фактически единственным культурным очагом на Гутуевском острове является библиотечно-культурный комплекс «Портал» на Двинской улице, открывшийся в позапрошлом году. Он пользуется очень большим спросом, в первую очередь у молодых семей, которые живут в новостройках на Двинской улице. Сотрудники комплекса даже пешеходные экскурсии по острову проводят!
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Значит, все‑таки есть что посмотреть?
— Конечно! Здесь сохранились очень интересные промышленные сооружения конца XIX — начала ХХ века, здание портовой таможни, склады купцов Елисеевых, комплекс бывшей Гутуевской суконной мануфактуры с водонапорной башней…
Есть архитектурные достопримечательности и на территории порта, но туда, увы, экскурсии не водят. Да и сохранность самих объектов вызывает беспокойство. Несколько лет назад КГИОП обнародовал акт историко-культурной экспертизы, обосновывающий снятие с охраны части построек. Речь шла о лишении статуса памятников электростанции 1913 года постройки, двух складов, сооруженных в 1915 – 1916 годах, и железобетонного холодильника-склада, возведенного в 1926 году. Все эти здания расположены на берегу Морского канала. В документе говорилось, в частности, что облик электростанции был искажен внутренними пристройками, склад является утилитарной постройкой и лишен «уникальных либо ценных архитектурных, декоративных либо инженерных элементов».
Историки архитектуры были не согласны. В частности, Борис Кириков отмечал, что склад — это конструктивистская постройка выдающегося архитектора Андрея Оля.
В северной части острова сохранилось еще несколько старых построек порта — таможня и склады. Их с охраны не снимают.
— Сегодня Гутуевский остров фактически состоит из нескольких зон. В одной — предприятия и Морской порт, другая — «спальный» район.
— Тем не менее в будние дни на Гутуевском везде очень оживленно, жизнь кипит. Работают службы порта, действует несколько бизнес-центров, спешат на занятия студенты — здесь находится Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова. В выходные дни остров выглядит совершенно иначе, жизнь на нем как будто замирает.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Особенного островного духа на нем не ощущается, поскольку береговая линия скрыта службами и постройками Морского порта. Островной дух ощущается на соседнем острове, Канонерском, который отделен Морским каналом. И как раз с Канонерского острова хорошо виден Морской порт. Оба острова входят в муниципальное образование Морские ворота, общая численность населения — 10 тысяч человек.
— Метро ждут на Гутуевском острове?
— В очень отдаленной перспективе. По самым оптимистичным прогнозам, станция «Двинская» в составе Кольцевой линии откроется лишь к 2044 году. Впрочем, на транспортную недоступность жители острова пожаловаться не могут. Сюда проложено несколько автобусных маршрутов из разных концов города.
На острове — три сетевых супермаркета. Есть почтовое отделение, две аптеки. Действует детский сад. А вот школы в шаговой доступности нет. Ближайшие — на Канонерском острове либо в районе площади Стачек.
Но жизнь не стоит на месте: облик Гутуевского острова меняется, он становится перспективной городской территорией. Точкой притяжения стали новые жилые комплексы на Двинской улице: там на первых этажах появились кофейни и заведения бытовых услуг. Новоселы выбирают район из‑за относительной доступности жилья и близости к центру города: до Дворцовой площади, если, конечно, нет пробок, на автомобиле можно добраться всего за пятнадцать минут.
МНЕНИЯ
Дмитрий КАРАЛИС, писатель:
— Мне довелось учиться, а потом и работать в расположенном на Гутуевском острове Ленинградском институте водного транспорта — ныне это Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова. Работал я там старшим инженером кафедры организации и управления судостроительно-судоремонтным производством, был руководителем темы по управлению качеством продукции на предприятиях Министерства речного флота, учился в аспирантуре… Играл в футбол за судомеханический факультет — стоял на воротах. Там, в ЛИВТе, в многотиражке «Советский водник», состоялась моя первая публикация — 7 октября 1971 года — рассказ «Экзамен».
Там же, на Гутуевском, на Межевом канале, стоял Опытный завод Балтийского морского пароходства, где в 1969 году я работал электриком. В обеденный перерыв мы с токарем Валеркой Барахманским залезали на его крышу и смотрели на морские просторы и клювы кранов, опускающих в трюмы морских судов поддоны с грузом и грузовики. Читали стихи и рассказывали байки…
Мария АНУФРИЕВА, руководитель библиотечно-культурного мультимедийного комплекса «Портал» на Двинской улице:
— Наша библиотека, открывшаяся 23 апреля 2022 года, появилась в ответ на пожелания жителей. Удивительно, но наши читатели — в основном молодежь, живущая по соседству: мамы с детьми. Мы предлагаем очень много активностей, причем бесплатных, — мастер-классы, музыкальные занятия, квесты.
Нередко к нам заходят за книгами сотрудники порта: спрашивают в основном художественную литературу. Одна сотрудница очень любит исторические книги, перечитала все книги в серии «ЖЗЛ». Если у нас чего‑то не хватает, доставляем книги из других библиотек Кировского района. Совсем недавно нашему комплексу добавили еще 100 квадратных метров — будем расширять досуговое пространство для детей и подростков… Кроме того, мы наладили сотрудничество с храмом Богоявления, ему в этом году 125 лет. Теперь водим экскурсии с батюшками и реставраторами под самый купол по лесам — на высоту девятиэтажного дома. Там продолжается реставрация.
Денис ШАЛЯПИН, сотрудник автобусного парка № 1 в СПб ГУП «Пассажиравтотранс»:
— Хорошо помню Гутуевский остров 1980‑х годов. Я работал тогда водителем в седьмом автобусном парке на маршрутах № 49, 66 и 67, которые шли по Двинской улице. По ней ходили и трамваи — их конечный пункт был на западной оконечности улицы. С другой ее стороны, близ моста через Екатерингофку, располагалась автобусная станция. Для сотрудников было оборудовано неприметное краснокирпичное здание у церкви. На первом этаже располагалась диспетчерская и комната отдыха, второй занимала столовая. До середины 1990‑х годов здание не было подключено к центральному отоплению, а прогревалось котлами. Их топили каменным углем. Его привозили каждую зиму, но нередко использовали не по прямому назначению, а вместо песка, чтобы автобусы могли выехать при проскальзывании колес. Аналогично спросом пользовалась и зола. Жители соседствовавших со станцией домов были, конечно, не в восторге… На рубеже веков трамваи с улицы убрали, и автобусная станция переехала в помещение бывшей трамвайной.
Читайте также:
Пятнадцать топонимов появилось в августе на карте Петербурга, Пушкина и Петергофа
В июле на площади Труда открыли памятник русскому флотоводцу Фёдору Федоровичу Ушакову
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7756) от 25.09.2024 под заголовком «Морские ворота страны».
Комментарии