Мировым судьям добавят помощников

На очередном заседании Законодательного собрания Петербурга вчера было рассмотрено около десятка проектов законов, вносящих изменения в существующие нормативные акты. Хотя все они рассматривались в первом чтении и в основном касались технических вопросов по приведению городских правил к изменившимся нормам федерального уровня, некоторые проекты все же вызвали оживленную дискуссию среди депутатов.

Мировым судьям добавят помощников | ФОТО Andrey Burmakin on Shutterstock

ФОТО Andrey Burmakin on Shutterstock

Особенно активным стало обсуждение, казалось бы, не слишком «громкого» проекта закона «О мировых судьях Санкт-Петербурга». Представляя депутатскому корпусу этот документ, официальный представитель губернатора в ЗакСе Константин Сухенко сразу же пояснил, что «проект разработан в целях уменьшения нагрузки на аппараты мировых судей» и предусматривает увеличение их штата на 211 государственных гражданских служащих. Из расчета по одному специалисту (секретарю суда) дополнительно на каждый судебный участок. Причем дополнительного финансирования процесс не потребует, так как соответствующее финансирование в размере нескольких сотен миллионов рублей предусмотрено как на конец нынешнего года, так и на 2024‑й. «Размер оплаты труда секретарей мировых судов невелик, — отметил Сухенко. — Но постепенно мы намерены его повышать».

Присутствовавших в зале Мариинского дворца депутатов заинтересовало не столько само увеличение штата мировых судей Северной столицы, сколько обоснование его необходимости. Оказалось, что это обусловлено как значительным повышением общей нагрузки на судебные участки (если ранее на каждый приходилось до 1,5 тыс. дел в год, то сейчас иногда — до 10 тысяч), так и резким ростом числа административных дел, связанных с неуплатой штрафов за неправильную парковку. В том числе за нарушения правил платной стоянки в центре города. Что тут же вызвало оживленную дискуссию по поводу того, как, где и почему вообще горожане должны платить за стоянку.

В качестве аргументов были приведены цифры. Оказалось, что за совершение административных правонарушений, предусмот­ренных в части 5 статьи 12.16 КоАП РФ (именно она устанавливает ответственность за остановку/стоянку под запрещающими знаками или разметкой в Москве и Петербурге), комитетом по транспорту города в 2021 году вынесено более 269,2 тыс. постановлений о штрафах. В минувшем году их было уже свыше 711 тысяч. А оплатили в срок только 84 %. В свою очередь за нарушение норм статьи 37-2 регионального закона № 273-30 (она говорит о нарушении правил платной парковки) в позапрошлом году вынесли более 81,5 тыс. постановлений, а в 2022‑м — почти 420 тысяч. А оплачено в срок только 68,5 % административных штрафов…

Поскольку бремя взимания таких задолженностей зачастую ложится как раз на мировых судей, то «с учетом расширения зон платных парковок в Петербурге, статистики правонарушений и процента своевременно оплаченных штрафов» это приведет к увеличению загруженности судебных участков по административным делам в 2 – 2,5 раза и может повлечь нарушение установленных процессуальных сроков. Поэтому с учетом того, что в 2023‑м число дел по поводу «неправильной» парковки в мировых судах Петербурге уже выросло как минимум на четверть, без увеличения штата аппарата судов уже не обойтись.

И хотя больше десятка депутатов Законодательного собрания высказались по поводу необходимос­ти совершенствования системы оплаты парковки, ее законодательного регулирования, соотношения объема затрат и доходов, порядка получения уведомлений о штрафах и т. д., против увеличения штата мировых судов никто возражать не стал — в первом чтении проект этого закона поддержали практически все парламентарии.

Еще одним документом, который вызвал дискуссию, оказался проект закона Петербурга, предусматривающий изменения в порядок проведения публичных слушаний, касающихся бюджета города. Точнее, дискуссию вызвала их организация: по мнению части депутатов, практика заочных слушаний (особенно касающихся исполнения бюджета) «абсолютно неверна» и «обсуждать городской бюджет очно можно и нужно». Вместе с тем сторонники заочного публичного обсуждения в ЗакСе уверены в том, что «эта форма в полной мере позволяет реализовать право граждан, поскольку на каждый вопрос им дается письменный ответ». Тем не менее и этот проект закона был принят подавляющим большинством голосов.

Кроме того, депутаты городского парламента рассмотрели и приняли в первом чтении ряд изменений в законы, касающиеся практики деятельности административных комиссий Петербурга и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, организации местного самоуправления и работы Дорожного фонда. В частности, всем внутригородским муниципальным образованиям Северной столицы предложено перейти на трехлетний период планирования местного бюджета — сейчас такие документы на период 2023 – 2025 гг. утверждены в 98 из 111 муниципалитетов. «Переход на трехлетнее планирование бюджетов всех внутригородских муниципальных образований улучшит качество управления бюджетным процессом, обеспечит предсказуемость доходов и расходов, а также повысит эффективность использования бюджетных средств», — уверены в ЗакСе.


#суд #собрание #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7501) от 14.09.2023 под заголовком «Мировым судьям добавят помощников».


Комментарии