Минюст разъяснил процедуру регистрации уставов муниципальных образований

Устав муниципального образования занимает особое место в системе муниципальных нормативных правовых актов, поскольку является своего рода конституцией, основным законом муниципального образования, в соответствии с которым строится вся деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц, определяется их структура, организуется участие жителей в осуществлении местного самоуправления.

Минюст разъяснил процедуру регистрации уставов муниципальных образований | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В компетенцию Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу входит осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Процедура государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

– Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ);

– Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ;

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 151 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»;

– Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2017 № 122 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него»;

– Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.02.2017 № 9 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований»;

– иными нормативными правовыми актами.

В результате проведенного анализа практики государственной регист-рации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований выявлены типичные нарушения действующего законодательства, послужившие в 2020 году основанием для отказа в государственной регистрации указанных муниципальных правовых актов:

– несоблюдение 30-дневного срока принятия муниципального правового акта после опубликования его проекта в нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона  № 131-ФЗ;

– принятие муниципального правового акта без одновременного опубликования (обнародования) с проектом установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении, что не отвечает требованиям части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

– отсутствие сведений об официальном опубликовании результатов публичных слушаний по проекту муниципального правового акта в нарушение статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

– несоответствие перечня полномочий Совета депутатов муниципального образования и администрации муниципального образования, закрепленных в Уставе муниципального образования, перечню полномочий, установленных действующим законодательством, в частности,

Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом № 420-79 от 23.09.2009 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»;

– отсутствие в Уставе муниципального образования норм, определяющих вид периодического печатного и сетевого издания, являющегося источником официального опубликования, что противоречит пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ;

– установление социальных гарантий депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, не отвечающих требованиям части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ;

– закрепление в Уставе муниципального образования не полного перечня полномочий главы муниципального образования, определенного статьей 36 Федерального закона № 131-Ф3;

– закрепление в Уставе муниципального образования перечня муниципальных правовых актов, противоречащего перечню, изложенному в части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ;

– включение в Устав муниципального округа только отдельных положений, касающихся обеспечения финансовой деятельности муниципальных учреждений при отсутствии в Уставе положений, связанных с определением порядка создания и деятельности таких учреждений, что является нарушением части 4 статьи 51

Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В некоторых муниципальных правовых актах о внесении изменений в устав муниципального образования выявлены коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Таким образом, наиболее частой причиной для отказа в государственной регистрации муниципальных правовых актов является противоречие акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации. Наличие в муниципальных правовых актах противоречий действующему законодательству связано в первую очередь с его активной динамикой, с увеличением количества принимаемых и изменяемых нормативных правовых актов, с комплексным и сложным характером законодательных норм.

Также статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ установлен срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, который не должен превышать шести месяцев. Однако данный срок зачастую не соблюдается, что также служит причиной появления в муниципальных правовых актах противоречий действующему законодательству и правовых коллизий.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу оказывается методическая помощь муниципальным образованиям Санкт-Петербурга в виде предварительного рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, направленная на предотвращение появления в уставах муниципальных образований Санкт-Петербурга противоречий действующему законодательству и коррупциогенных факторов.

Прием граждан и документов по вопросам государственной регистрации уставов осуществляется по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 11, по вторникам с 10.00 до 16.00 (вход с Большой Морской улицы).

Начальником отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов личный прием граждан и представителей муниципальных образований осуществляется по вторникам с 14.00 до 16.00. Телефон для предварительной записи 8 (812) 315-69-08.

#Минюст #муниципалы #юристы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (6931) от 26.05.2021 под заголовком «О регистрации уставов муниципальных образований».


Комментарии