Место уюта и спокойствия. Как изменился Юсуповский сад

Помню, что всякий раз чувствовал себя как-то неуютно, проходя от Театральной площади по улице Декабристов, мимо сада, примыкающего к Юсуповскому дворцу. Там, за оградой, царило запустение. Поэтому представьте мое радостное удивление, когда я заглянул сюда нынешним летом: сад не узнать!

Место уюта и спокойствия. Как изменился Юсуповский сад | Юсуповский сад по размерам невелик, зажат с двух сторон кварталами домов, однако это никак не ощущается. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Юсуповский сад по размерам невелик, зажат с двух сторон кварталами домов, однако это никак не ощущается. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Панкрашкина_С.jpg

Сразу видно, давно вы у нас не были, – посетовала советник директора Дворца культуры работников просвещения Наталия Панкрашкина, – ведь сад прошел глобальную реставрацию. Действительно, прежде он больше походил на заросший деревьями пустырь. С краю до недавнего времени находилась проходная военного ведомства, и сад даже в документах значился как «Солдатский». Мы приложили немало усилий не только для того, чтобы его привести в порядок, но и чтобы его стали называть «сад дворца Юсуповых».

А еще, по словам Наталии Ивановны, пришлось приучать местных жителей, что здесь теперь нельзя выгуливать собак, ходить по газонам, жарить шашлыки. Терпеливо разъясняли, отвечали на жалобы, ссылаясь на закон: выгул собак на объекте культурного наследия федерального значения запрещен... Кстати, вход в парк остался свободным.

Обращаю внимание на садовый павильон, что расположен на самом краю сада со стороны улицы Декабристов.

Помню, что, когда мне приходилось бывать здесь прежде, его облик вызывал недоумение: постройка вроде бы старинная, благородный классицизм, а выглядит как-то странно, непропорционально. Теперь все иначе: павильон как будто бы стал выше, и вся его прежняя несоразмерность сразу же исчезла.

Мы тоже сначала никак не могли понять, в чем дело, – говорит Наталия Ивановна. – Все точки над i были поставлены в ходе реставрации. Археологи Института истории материальной культуры РАН выяснили, что изначально, в середине XVIII века, павильон был выше как минимум на полтора метра. Подтвердилась и версия о том, что здесь проходили «приватные» мероприятия, ведь это было место тишины и уединения на самом краю имения... Помимо фрагментов курительных трубок, посуды и других бытовых предметов нашли несколько створок устриц – весьма изысканной еды.

Так как же случилось, спрашиваю, что павильон буквально ушел в землю?

Не он ушел, его засыпали. В 30 – 40-х годах XIX века поднимали уровень Офицерской улицы, нынешней Декабристов, поэтому подсыпали и прилегающую территорию сада, – объясняет Панкрашкина. – Причем законсервировали основание павильона очень грамотно: по новому уровню положили известняковые плиты, имитируя цоколь. Вот тогда колонны и оказались обрезанными, а пропорции искаженными.

Теперь со стороны сада реставраторы раскрыли почти всю прежнюю высоту сооружения. Мы заглянули внутрь: строители как раз заканчивают отделочные работы. Правда, следов исторических интерьеров не заметно. Не сохранились?

Увы! – разводит руками Наталия Ивановна. – После 1917 года чего здесь только не было: и жилые помещения, и мастерские (в частности, Михаила Аникушина в 1950-х годах), и художественная детская школа. Каждый, кто сюда въезжал, приспосабливал пространство под себя. Но самый большой урон нанес в конце ХХ века ресторан: внутри возвели железобетонные конструкции, разделившие пространство на два этажа. Все это пришлось разбирать. Сейчас в павильоне завершается реставрация, здесь будет многофункциональный выставочный центр...

Извилистые дорожки как будто бы сами так и влекут меня в глубь тенистого сада. Неужели планировка сохранилась с тех самых, юсуповских, времен?

Пейзажный парк – действительно наследие Юсуповых. Они переделали регулярный сад, устроенный прежними владельцами, Шуваловыми, по новой моде, – поясняет Панкрашкина. – Правда, вернуться к оригинальной планировке 1840-х годов мы не смогли, поскольку тогда пришлось бы вырубать много старых деревьев. И хотя к Юсуповым они не имеют отношения, появились уже после революции, им чуть меньше ста лет, по своему возрасту уже являются, согласно нормативам, охранными...

Одна из аллей приводит нас прямо к искусственной горке «Парнас» – непременной принадлежности практически любого пейзажного парка. Восхождение на его вершину не составляет особого труда – всего несколько ступенек вверх. Когда-то в альбомах старого Петербурга мне встречалась акварель, запечатлевшая вид на усадьбу с этой горки: красота неимоверная, все в зарослях сирени.

Дворец Юсуповых3.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Судя по исторической иконографии, на вершине горки стоял павильон. А еще в парке были фонтаны, которые не сохранились, мы пока не можем найти их места и определить, как они выглядели, – поясняет Панкрашкина.

...Лужайка в саду, которая внешне выглядит как небольшое возвышение. На этом месте, оказывается, при Юсуповых была оранжерея. А под холмиком сохранился фундамент из известняка, на него опиралась металлическая арка с остеклением.

Мечтаем ее восстановить, тем более что есть чертежи 1830-х годов, фотографии, обмеры 1960-х годов, когда оранжерею разобрали, – отвечает Наталия Ивановна. – Закон об охране культурного наследия говорит однозначно: в случае особой художественной ценности утраченный памятник может быть воссоздан. Однако есть немаловажный нюанс. Мы уже несколько раз обращались в КГИОП с просьбой разрешить нам восстановить оранжерею, но неизменно получали ответ: сначала она должна быть включена в реестр памятников. А как это сделать, если ее не существует?..

А мы между тем, продолжая наш путь по Юсуповскому саду, выходим к парадному двору. Можно представить, как сюда когда-то подъезжали экипажи, делали «круг почета», высаживали именитых гостей... Относительно достоверную картину можно вообразить еще и потому, что ограда парадного двора, отделяющая его от сада, выглядит примерно так же, как два с половиной столетия назад, когда она была возведена архитектором Валлен-Деламотом.

Юсуповы, перестроив практически весь дворец, не стали ломать эту ограду. Однако беда в том, что зодчий не учел болотистую местность и неправильно рассчитал фундаменты. Ограда практически сразу же стала «гулять». В 1924 году ее вообще хотели сломать, поскольку по ней прошли сквозные трещины. На протяжении всего ХХ века ограду не раз пытались ремонтировать, но всякий раз она снова начинала разваливаться. На некоторых участках ограды отклонение от вертикали достигало 30 градусов, – рассказывает Панкрашкина. – В конце концов реставраторы по особой технологии выправили фундаменты ограды. Вырыли огромные котлованы до самого основания, выставили ограду вертикально, затем усилили фундамент специальными металлическими конструкциями.

Сад Юсуповых3_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Не могу не заметить: сегодня ограда выглядит практически идеально. Стоит ровно, штукатурка не сыплется, трещины не появились... Кстати, а что за скульптура ее украшает?

Это отдельная история, – с удовольствием поясняет Наталия Ивановна. – Мы сами не могли понять, что за странные, какие-то даже уродливые скульптуры стоят на верхнем ярусе ограды. Подняли документацию 1960-х годов, когда проектировщики делали обмеры всего сохранившегося, и выяснили, что это были бюсты, которым приданы портретные черты древнеримских знатных дам с прическами-коронами. Мы эти скульптуры восстановили, расчистили, они подлинные, 1840-х годов. А вот мужские бюсты на нижнем ярусе ограды – считайте, что они представляют собой собирательные образы римских патрициев, – пришлось создавать заново. В архиве КГИОП я нашла очень четкую фотографию 1947 года и поняла, что похожие есть в Летнем саду. Реставраторы взяли их за основу и выполнили аналоги...

Обойдя сад по кругу, мы идем обратно к выходу на улицу Декабристов. Любопытствую: а известно ли, какие цветы украшали его при Юсуповых?

Представьте себе, в архивах сохранился реестр здешних растений, датированный серединой XIX века, – поясняет Панкрашкина. – Когда мы готовили проект реставрации сада, выяснили, что и половину из них нынче невозможно отыскать. Их просто не выращивают в садово-парковом хозяйстве.

Покидая сад, еще раз окидываю его взглядом. Уютное, спокойное место, которого в этих краях очень не хватало. Да, совсем рядом, в Новой Голландии, есть новое модное современное общественное пространство под открытым небом. Оно замечательное, но совсем другое, скорее, для молодых горожан. И хотя я пока еще не причисляю себя к людям пожилым, тем не менее «юсуповский стиль» мне более близок и привычен. Возможно, во мне говорит петербургский консерватизм, но теперь, всякий раз бывая у Театральной площади, буду знать, что сюда, в Юсуповский сад, надо заглянуть обязательно.

#парки и скверы #Юсуповский сад #благоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7014) от 22.09.2021 под заголовком «Какой портрет, какой пейзаж!».


Комментарии