Мечты купца Растеряева. Бывшая промзона со станцией метро «Фрунзенская» приобретает новый облик

Название «Бадаевские склады» знакомо многим горожанам. Прежде всего, конечно, людям более старшего поколения. Одни еще сами помнят о пожаре невероятной силы, в котором сгорели в самом начале войны запасы продовольствия, другие знают о нем по рассказам родственников-блокадников. Между тем Бадаевские склады существуют и сегодня, имея то же назначение, только с каждым годом они становятся все меньше и меньше. Как отмечает наш эксперт краевед Марина ЛИТВИНОВА, бывшая промзона рядом со станцией метро «Фрунзенская», в районе Киевской и Смоленской улиц, стремительно приобретает новый облик. Теперь здесь строят новые жилые комплексы, а бывшие предприятия переделывают под бизнес-центры.

Мечты купца Растеряева. Бывшая промзона со станцией метро «Фрунзенская» приобретает новый облик | Первые подобные шары появились в нашем городе два века назад на Стрелке Васильевского острова. Нынче они стали атрибутом многих новостроек./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первые подобные шары появились в нашем городе два века назад на Стрелке Васильевского острова. Нынче они стали атрибутом многих новостроек./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Много споров вызвала повышенная высотность новых жилых домов на Киевской улице…

— И, на мой взгляд, они очень помпезные и претенциозные, нависают над расположенным рядом Воскресенским Новодевичьим монастырем. Но со временем мы привыкли к ним, приходится это воспринимать как данность…

Конечно, все меняется. Чуть меньше трехсот лет назад, при Анне ­Иоанновне, от нынешней Смоленской улицы и практически до теперешнего Обводного канала располагался огромный егерский двор. Там жили егери, псари «с чадами и домочадцами». Анна Иоанновна, как известно, была большой любительницей охоты…

Потом егерского двора не стало, близ Обводного канала появился скотопригонный двор, и многие объекты в этом районе связаны именно с ним. Например, на Киевской улице был колбасный завод, принадлежавший фирме «Братья Парфеновы».

Газгольдер_С.jpg
Со стороны Смоленской улицы хорошо виден газгольдер, приспособленный под паркинг./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Что теперь там?

— Тоже бизнес-центр! В последние годы почти все предприятия, которые появились здесь еще во второй половине XIX века, либо уступили свои места жилой застройке, либо были приспособлены под новое назначение. К примеру, весьма характерное круглое здание газгольдера в кирпичном стиле на Заозерной улице, 3, — это все, что осталось от газового завода. Теперь бывший газгольдер, построенный в конце XIX века, используется как паркинг. В ходе реконструкции в него встроили железобетонную коробку, разделив внутреннее пространство на шесть этажей.

— Чем не замечательный образец современного использования старинного утилитарного сооружения…

— Совершенно верно. Кстати, на Киевской и Смоленской улицах до сих пор сохранилось немало бывших доходных домов конца XIX — начала ХХ века. Весьма неплохие образцы модерна. На углу Смоленской и Заозерной улиц расположен знаменитый когда‑то «Порт-Артур» — один из первых опытов жилья «экономкласса» для рабочих. Дом был сооружен в 1904 году техником Владимиром Кондратьевым.

— Почему «Порт-Артур»?

— Крепость под этим названием как раз в это время обороняла от японцев русская армия на Дальнем Востоке, название было на слуху. Когда состоялась первая встреча будущих жильцов дома, уже было известно о падении Порт-Артура, и один из собравшихся предложил: «Пусть этот дом будет нашей крепостью — его‑то мы уже никому не сдадим». Ныне это самое обычное жилое здание…

А рядом — хлебозавод, который раньше носил номер 12 и был назван в честь Микояна. Он работал во время блокады, был самым ближайшим к линии фронта. Здесь пекли хлеб и изготавливали армейские сухари. За эти заслуги коллективу завода было вручено на вечное хранение переходящее Знамя Государственного комитета обороны. То, что завод работает и сегодня, можно прекрасно ощутить по царящему близ него запаху хлеба.

— Так, значит, не все производство ушло с этих улиц?

— И немалая часть складов тоже осталась, и там кипит своя жизнь. Их до сих пор называют Бадаевскими, как назвали в 1937 году в честь большевика Алексея Бадаева, депутата дореволюционной Государственной думы. А в тридцатые годы он руководил потребкооперацией. Изначально же склады были Растеряевскими — по фамилии купца, который в начале ХХ века задумал устроить здесь огромный логистический комплекс.

Поначалу купец владел дроболитейным заводом на Киевской улице, он достался ему по наследству. Затем арендовал землю у Новодевичьего монастыря. Мало того, что Сергей Растеряев построил склады: он подвел к ним железную дорогу, в 1914 году появилась даже товарная станция Растеряево. На следующий год к складам от Забалканского (ныне Московского) проспекта по Киевской улице пустили грузовой трамвай. Кстати, рельсы я застала еще несколько десятков лет назад — теперь их уже нет…

Рядом с монастырем на Забалканском проспекте Растеряев планировал построить здание Центрального оптового рынка. И, наверное, все бы у него получилось, если бы не революция. Рынок так и не появился, а вот склады остались. Но сейчас даже не о них речь. Прошли годы, и район стал очень оживленным, деловым. Не об этом ли в свое время мечтал купец Растеряев?

МНЕНИЯ


Татьяна ШУВАЕВА, ведущий библиотекарь информационно-досугового центра «М-86» библиотеки имени В. В. Маяковского:

— Наш центр на Московском проспекте, 86, открылся в марте 2015 года. Раньше в этом помещении располагался обменный резервный фонд библиотеки. Сегодня это современное пространство, куда приходят не только взять книги, но и просто поработать в уютной атмосфере. Здесь проходят выставки, встречи книжного клуба и лекции о кино. Волонтеры учат представителей старшего поколения пользоваться современными гаджетами. Детская площадка всегда наполнена ребятами и их родителями. Молодые люди часто заглядывают к нам, чтобы поиграть в настольные игры. Из необычного: есть собственная профессиональная студия звукозаписи, где можно создать аудиоподкаст или целый музыкальный альбом. Недавно мы провели большой книжный фестиваль «Переплет»: его участники и книгу сделали, и в литературном троеборье свои знания проверили, и даже погадали. На книгах, конечно.

Антонина ЕЛИСЕЕВА, градозащитник:

— Под угрозой исчезновения — флигель Общества освещения Петербурга газом, редкий образец промышленного классицизма. В техпаспорте указана размытая дата строительства дома на Заозерной, 1, — «до 1941 года», вот его и приговорили к сносу. Градозащитники обратились в суд, чтобы обязать Городское управление инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества (ГУИОН) поставить в документах правильный год постройки, предъявили чертежи и архивную справку, которые четко указывают: здание построено в 1838 году, автор — архитектор Андрей Болотов. ГУИОН никаких документов и доказательств приводить не стал, ссылаясь на то, что надпись «до 1941 года» появилась в документах давно, почему — они не знают, но ничего менять не будут. Судебная эпопея продолжается, за постройку очень тревожно. Это ведь единственная подлинная память о важном историческом событии — запуске в Петербурге регулярного газового освещения. Причем не руина, не «заброшка», а идеально отремонтированное не так давно здание.

Мария ИВАНОВА, исследователь:

— Не могу назвать себя завсегдатаем нового здания Санкт-Петербургского филиала Архива РАН на Киевской улице, но его посещения оставили самые позитивные впечатления. Просторный и светлый читальный зал, большое количество рабочих мест для исследователей, сотрудники архива, которые всегда готовы прийти на помощь… Приятно и то, что в архиве несколько раз в год проводят дни открытых дверей, когда можно попасть с экскурсией в фондохранилища и в реставрационные лаборатории. Что касается собственно документов, то я работала с материалами энтомологов — дореволюционными и послереволюционными. Для многих моих коллег, да и для меня тоже, стало неожиданностью, что в архиве Академии наук хранятся не только материалы, поступившие от известных ученых, но и самые обычные кадровые документы простых работников научных учреждений, даже сторожей и истопников.

Читайте также:

«Сангалльское» братство. История здания водонапорной башни городка Сан-Галли

Одной из новых улиц на карте Невского района присвоили название Ультрамариновая


#Бадаевские склады #Фрунзенская #Киевская улица

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7831) от 22.01.2025 под заголовком «Мечты купца Растеряева».


Комментарии