Мартышкино и его обитатели. Чем примечателен уютный поселок городского типа

Сегодня Мартышкино – уютный поселок городского типа с обширным частным сектором на южном берегу Финского залива в черте Петродворцового района. Многоквартирных домов здесь не так много, да и те в основном пятиэтажки советского времени. В эпоху Серебряного века – излюбленное дачное место творческой интеллигенции. Как рассказала наша собеседница Елизавета КАБИШЕВА (на снимке), которая ведет сообщество «Мартышкино и его мартыши» в соцсетях, поселок и сегодня пользуется популярностью у горожан. Весной и летом можно увидеть много объявлений «сниму дом на лето».

Мартышкино и его обитатели. Чем примечателен уютный поселок городского типа | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Кабишева.jpgФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Елизавета, начну, наверное, с самого банального: мартышки здесь действительно водились?

– Да нет, конечно. Хотя есть красивая легенда о сбежавших обезьянках из цирка-шапито. Будто бы они разбрелись по поселку и досаждали местным жителям, пока начальник здешней железнодорожной станции не приютил их у себя...

Конечно, это небылица, но многим она очень нравится. На самом деле есть несколько версий происхождения топонима. По одной из них, он пошел от «мартышей», как в народе называли чаек. Согласно другой, с петровских времен здесь обосновались артели лодочников, перевозивших для строительства Кронштадта на остров Котлин кирпич, который тут изготавливали. Именовались эти перевозчики, как и на Волге, мартышами.

– Кирпичный завод все еще существует?

– Увы, его уже нет лет двадцать. А раньше ведь он давал работу многим местным жителям. Как и действовавший на территории поселка Ломоносовский литейно-механический завод. Его тоже нет. Сегодня местом приложения рабочей силы служит порт, расположенный не так далеко, в Бронке. Я как раз там и тружусь. Есть еще совсем рядом с поселком Мартышкино небольшое предприятие, где изготавливают комплектующие для транспорта. Но в основном, конечно, жители работают в Петербурге.

– Транспорт не подводит?

– С этим особенных проблем нет: до Питера ходят маршрутки и социальный автобус, можно добраться и на электричке. На машине до города по Кольцевой автодороге – 20 минут. А так мы живем в Мартышкине своим маленьким миром, практически все друг друга знают в лицо. Здесь не город и не деревня. В поселке – своя школа (в каждой параллели – по одному классу), свой детский садик. Пока этого достаточно. Есть почтовое отделение, вот поликлиники нет: к врачам приходится ездить в Ломоносов. Отделение банка закрыли в прошлом году — сказали: мол, слишком малый спрос.

Но по большому счету все это мелочи по сравнению с тем, что из окон можно любоваться Финским заливом, а до песчаного пляжа – пять минут пешком. Место там хорошее, сюда приезжают из Питера и Ломоносова. Беда в том, что официально он не является городским пляжем, поэтому никакие службы уборкой мусора здесь не занимаются. Летом это становится большой проблемой. Нам приходится выходить на субботники. Спасибо местным властям: они отзываются на наши просьбы и предоставляют на время проведения уборки контейнер для мусора.

Есть еще карьер в частном секторе, где очень чистая ключевая вода. Но там та же беда – мусор и последствия шашлыков...

– Это единственные проблемы поселка?

– Нет, конечно. На большинстве улиц нет тротуаров, а движение достаточно интенсивное. Изо дня в день жителям приходится ходить по краю проезжей части и с беспокойством оглядываться на мчащиеся мимо машины. Увы, в ответах чиновников нет конкретных сроков обустройства пешеходных дорожек...

Кроме того, есть еще одна беда: железная дорога фактически разрезает жилую часть поселка на две части, а связывает их автомобильный виадук. Он старый, сохранившийся еще от знаменитой Оранэлы – Ораниенбаумской электрической железной дороги, которую строили перед самой революцией. Проблема в том, что виадук никак не приспособлен для пешеходов – тротуар только с одной стороны, да и то очень узкий: два человека могут разойтись только боком. Родителям с колясками приходится выходить на проезжую часть и, подвергаясь опасности, двигаться перебежками. Инвалиды-колясочники вообще не могут воспользоваться этим мостом.

Ко всему прочему, на проезжей части виадука постоянно образовываются глубокие выбоины. Принадлежит он РЖД, поэтому приходилось обращаться в это ведомство. Теперь стало известно, что в течение года мост передадут городу. Но проблемы это не решает, поскольку еще в прошлом году КГИОП признал этот виадук объектом культурного наследия. Как, кстати, и еще два моста Оранэлы, уцелевшие в черте поселка.

– Забота об историческом наследии, конечно, не может не радовать, но получается, что теперь никаких действий кроме реставрации на виадуке осуществлять нельзя?

– Именно так, поэтому вопрос о том, как наладить нормальное пешеходное сообщение между двумя частями поселка, пока остается открытым. Очевидно, что решать его придется на уровне города. А вот привести в порядок болотистый, заросший кустарником участок рядом со школой вполне по силам на районном уровне.

Осенью прошлого года местным жителям благодаря активной поддержке ломоносовцев удалось победить в голосовании в рамках программы «Формирование комфортной городской среды», и эта территория попала в план благоустройства. Надеемся, в ближайшем будущем здесь появится красивый сквер.

Мнения

Андрей ТУРЕНКОВ, водитель:

– В целом Мартышкино очень спокойное место, хотя есть несколько причин для беспокойства. Опасаемся, что наши дома начнут трещать от вибрации, если запустят грузовую ветку в сторону Соснового Бора – в бухте Батарейная планируется строительство зернового терминала. Непонятно, что будет с территорией бывшего кирпичного завода. Оборудование оттуда вывезли, постройки снесли, пространство разровняли бульдозерами и бросили. И, наконец, самое больное – это участок от перекрестка улиц Связи и Кипренского. Давно уже пора поставить здесь с двух сторон знаки «жилая зона» и запретить движение грузовиков. Летом у нас там настоящий ад из-за пыли...

Татьяна ПРОХОРОВА, в 1972 – 1995 годах – районный архитектор:

– В свое время удалось добиться, чтобы взяли под охрану государства две старинные деревянные дачи на Ивановской улице. Когда-то они принадлежали Павлу Лисицыну, который строил дачные дома и сдавал их на лето. В 2014 году эти дачи, находившиеся в ведении МВД, пострадали от пожара, после чего КГИОП собирался исключить их из объектов культурного наследия, однако проведенная историко-культурная экспертиза рекомендовала все-таки статус памятника сохранить. Правда, с того времени здания так и представляют собой обгорелые руины...

Александр МАЛЬЦЕВ, госслужащий:

– Жизнь у нас в поселке вроде бы неплохая: развитая инфраструктура, все в шаговой доступности. Но, к сожалению, нет спортивных центров, детских кружков и секций. Из объектов культуры – только библиотека. Раньше в одном из домов по улице Жоры Антоненко действовал спортивный зал: дети занимались борьбой, взрослые – лечебной физкультурой. Но это заведение закрылось еще лет пятнадцать назад.

#город #поселок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (6921) от 12.05.2021 под заголовком «Мартышкино и его обитатели».


Комментарии