Мартышкино и его обитатели. Чем примечателен уютный поселок городского типа

Сегодня Мартышкино – уютный поселок городского типа с обширным частным сектором на южном берегу Финского залива в черте Петродворцового района. Многоквартирных домов здесь не так много, да и те в основном пятиэтажки советского времени. В эпоху Серебряного века – излюбленное дачное место творческой интеллигенции. Как рассказала наша собеседница Елизавета КАБИШЕВА (на снимке), которая ведет сообщество «Мартышкино и его мартыши» в соцсетях, поселок и сегодня пользуется популярностью у горожан. Весной и летом можно увидеть много объявлений «сниму дом на лето».

Мартышкино и его обитатели. Чем примечателен уютный поселок городского типа | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Кабишева.jpgФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Елизавета, начну, наверное, с самого банального: мартышки здесь действительно водились?

– Да нет, конечно. Хотя есть красивая легенда о сбежавших обезьянках из цирка-шапито. Будто бы они разбрелись по поселку и досаждали местным жителям, пока начальник здешней железнодорожной станции не приютил их у себя...

Конечно, это небылица, но многим она очень нравится. На самом деле есть несколько версий происхождения топонима. По одной из них, он пошел от «мартышей», как в народе называли чаек. Согласно другой, с петровских времен здесь обосновались артели лодочников, перевозивших для строительства Кронштадта на остров Котлин кирпич, который тут изготавливали. Именовались эти перевозчики, как и на Волге, мартышами.

– Кирпичный завод все еще существует?

– Увы, его уже нет лет двадцать. А раньше ведь он давал работу многим местным жителям. Как и действовавший на территории поселка Ломоносовский литейно-механический завод. Его тоже нет. Сегодня местом приложения рабочей силы служит порт, расположенный не так далеко, в Бронке. Я как раз там и тружусь. Есть еще совсем рядом с поселком Мартышкино небольшое предприятие, где изготавливают комплектующие для транспорта. Но в основном, конечно, жители работают в Петербурге.

– Транспорт не подводит?

– С этим особенных проблем нет: до Питера ходят маршрутки и социальный автобус, можно добраться и на электричке. На машине до города по Кольцевой автодороге – 20 минут. А так мы живем в Мартышкине своим маленьким миром, практически все друг друга знают в лицо. Здесь не город и не деревня. В поселке – своя школа (в каждой параллели – по одному классу), свой детский садик. Пока этого достаточно. Есть почтовое отделение, вот поликлиники нет: к врачам приходится ездить в Ломоносов. Отделение банка закрыли в прошлом году — сказали: мол, слишком малый спрос.

Но по большому счету все это мелочи по сравнению с тем, что из окон можно любоваться Финским заливом, а до песчаного пляжа – пять минут пешком. Место там хорошее, сюда приезжают из Питера и Ломоносова. Беда в том, что официально он не является городским пляжем, поэтому никакие службы уборкой мусора здесь не занимаются. Летом это становится большой проблемой. Нам приходится выходить на субботники. Спасибо местным властям: они отзываются на наши просьбы и предоставляют на время проведения уборки контейнер для мусора.

Есть еще карьер в частном секторе, где очень чистая ключевая вода. Но там та же беда – мусор и последствия шашлыков...

– Это единственные проблемы поселка?

– Нет, конечно. На большинстве улиц нет тротуаров, а движение достаточно интенсивное. Изо дня в день жителям приходится ходить по краю проезжей части и с беспокойством оглядываться на мчащиеся мимо машины. Увы, в ответах чиновников нет конкретных сроков обустройства пешеходных дорожек...

Кроме того, есть еще одна беда: железная дорога фактически разрезает жилую часть поселка на две части, а связывает их автомобильный виадук. Он старый, сохранившийся еще от знаменитой Оранэлы – Ораниенбаумской электрической железной дороги, которую строили перед самой революцией. Проблема в том, что виадук никак не приспособлен для пешеходов – тротуар только с одной стороны, да и то очень узкий: два человека могут разойтись только боком. Родителям с колясками приходится выходить на проезжую часть и, подвергаясь опасности, двигаться перебежками. Инвалиды-колясочники вообще не могут воспользоваться этим мостом.

Ко всему прочему, на проезжей части виадука постоянно образовываются глубокие выбоины. Принадлежит он РЖД, поэтому приходилось обращаться в это ведомство. Теперь стало известно, что в течение года мост передадут городу. Но проблемы это не решает, поскольку еще в прошлом году КГИОП признал этот виадук объектом культурного наследия. Как, кстати, и еще два моста Оранэлы, уцелевшие в черте поселка.

– Забота об историческом наследии, конечно, не может не радовать, но получается, что теперь никаких действий кроме реставрации на виадуке осуществлять нельзя?

– Именно так, поэтому вопрос о том, как наладить нормальное пешеходное сообщение между двумя частями поселка, пока остается открытым. Очевидно, что решать его придется на уровне города. А вот привести в порядок болотистый, заросший кустарником участок рядом со школой вполне по силам на районном уровне.

Осенью прошлого года местным жителям благодаря активной поддержке ломоносовцев удалось победить в голосовании в рамках программы «Формирование комфортной городской среды», и эта территория попала в план благоустройства. Надеемся, в ближайшем будущем здесь появится красивый сквер.

Мнения

Андрей ТУРЕНКОВ, водитель:

– В целом Мартышкино очень спокойное место, хотя есть несколько причин для беспокойства. Опасаемся, что наши дома начнут трещать от вибрации, если запустят грузовую ветку в сторону Соснового Бора – в бухте Батарейная планируется строительство зернового терминала. Непонятно, что будет с территорией бывшего кирпичного завода. Оборудование оттуда вывезли, постройки снесли, пространство разровняли бульдозерами и бросили. И, наконец, самое больное – это участок от перекрестка улиц Связи и Кипренского. Давно уже пора поставить здесь с двух сторон знаки «жилая зона» и запретить движение грузовиков. Летом у нас там настоящий ад из-за пыли...

Татьяна ПРОХОРОВА, в 1972 – 1995 годах – районный архитектор:

– В свое время удалось добиться, чтобы взяли под охрану государства две старинные деревянные дачи на Ивановской улице. Когда-то они принадлежали Павлу Лисицыну, который строил дачные дома и сдавал их на лето. В 2014 году эти дачи, находившиеся в ведении МВД, пострадали от пожара, после чего КГИОП собирался исключить их из объектов культурного наследия, однако проведенная историко-культурная экспертиза рекомендовала все-таки статус памятника сохранить. Правда, с того времени здания так и представляют собой обгорелые руины...

Александр МАЛЬЦЕВ, госслужащий:

– Жизнь у нас в поселке вроде бы неплохая: развитая инфраструктура, все в шаговой доступности. Но, к сожалению, нет спортивных центров, детских кружков и секций. Из объектов культуры – только библиотека. Раньше в одном из домов по улице Жоры Антоненко действовал спортивный зал: дети занимались борьбой, взрослые – лечебной физкультурой. Но это заведение закрылось еще лет пятнадцать назад.

#город #поселок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (6921) от 12.05.2021 под заголовком «Мартышкино и его обитатели».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.