Кто раскрасил ручеек? Общественный активист - о проблемах Мателлостроя

Нашим гидом и экспертом по Металлострою стал 25-летний Егор МОРОЗ. Он здесь родился, вырос, начинал работать учителем. Сейчас он, как и многие жители поселка, отправляется на работу в Петербург. Егор трудится педагогом-организатором в центре гражданско-патриотического воспитания «Балтийский берег», учится в аспирантуре СПбГУ. Кроме всего прочего наш собеседник - общественный активист, знакомый многим жителям не только муниципалитета, но и всего Колпинского района. А начали мы наш разговор с реплики, которую нечаянно обронил один из моих пушкинских знакомых: мол, Металлострой - это вам не интеллигентное Царское Село...

Кто раскрасил ручеек? Общественный активист - о проблемах Мателлостроя | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Егор, насколько справедлива репутация Металлостроя как неблагополучного поселка?

- На мой взгляд, подобное мнение совершенно ошибочно: уровень образования в поселке достаточно неплохой, культурно-досуговые центры здесь тоже действуют. Это и Дом культуры имени Маяковского, и детская школа искусств № 11. Кроме того, в поселке есть районная библиотека, которая тоже служит очагом притяжения. Не так давно туда приезжали участники колпинского творческого клуба «Полет». Их настолько тепло приняли, что теперь клуб планирует открыть в Металлострое свое отделение.

- Каковы основные приложения рабочей силы?

- С этим большая проблема. В советское время градообразующим предприятием был ЛЭЗ (Ленинградский энергомашиностроительный завод), теперь он, увы, в достаточно плачевном состоянии. Раньше он предлагал очень широкий спектр продукции, в том числе даже товары народного потребления: мы, например, дома до сих пор используем мясорубку, изготовленную на ЛЭЗе. Но сейчас предметы быта там не делают, а с оборонными заказами у них не очень благополучно. Сейчас там осталась едва ли не десятая часть от тех производственных мощностей, которые были до распада Союза...

Реконструировать это предприятие - дорого, государство, по всей видимости, не готово за это браться. Найти частного инвестора, который бы занялся модернизацией, тоже трудно: вложения нужны значительные, отдача неясна. Поэтому часть цехов либо закрыта, либо сдана в субаренду под склады или небольшие производства.

Сейчас в Металлострое появилась производственная площадка компании «Силовые машины» - она переехала из Московского района. Здесь теперь работает некоторая часть жителей, но не очень значительная. Кроме того, в Металлострое находится современное депо скоростных поездов.

- Раньше многие жители поселка, представители научно-технической интеллигенции, работали в расположенном здесь Научно-исследовательском институте электрофизической аппаратуры имени Д. В. Ефремова - сокращенно НИИЭФА. А сейчас?

- Что касается НИИЭФА, входящего в корпорацию «Росатом», то там тоже не все в порядке. Знаю ситуацию изнутри, поскольку знаком с людьми, которые там работают. Несколько лет назад институт стал продавать свои непрофильные активы. Речь о библиотеке, поликлинике и Доме ученых имени Ефремова, который прежде был одним из культурных центров Металлостроя. Теперь все эти объекты закрыты и выкуплены новым владельцем.

Когда-то у НИИЭФА был собственный ведомственный садик «Василек», названный так в честь академика Василия Глухих, который приложил большие усилия, чтобы это детское учреждение появилось в Металлострое. Садик теперь принадлежит государству, работает, но институт к нему отношения уже не имеет.

- Получается, что если раньше в поселке было где работать, то теперь большинство жителей вынуждены трудиться за его пределами?

- Именно так, и ежедневная волновая миграция в город создает достаточно большое количество проблем для тех, кто в ней участвует.

Вообще сообщение с городом - просто беда. Добраться до ближайшей станции метро «Рыбацкое» бывает очень трудно. Если нет электричек, то остается только путь по Петрозаводскому шоссе: приходится стоять в пробках из-за новостроек в соседней Усть-Славянке. Дорога двухполосная, нагрузка на нее колоссальная: она является единственным средством сообщения Петербурга не только с Металлостроем, но и Усть-Ижорой, Понтонным, Саперным и дальше с Ленинградской областью. На территории Усть-Славянки - нерегулируемый пешеходный переход, он добавляет трудностей.

Плюс при строительстве жилых кварталов строители перекрыли какую-то протоку, и теперь дорога перед Усть-Славянкой в том месте, где два маленьких озерца с двух сторон, периодически тонет, вплоть до того, что машины иногда двигаются в воде по номерной знак.

- Из транспортных трудностей проистекает и проблема с медицинской помощью, о чем нередко можно услышать в новостях...

- Больница находится в Колпине, и «скорая помощь» едет по перегруженному Петрозаводскому шоссе. А чтобы попасть в Колпино, нужно еще преодолеть железнодорожный переезд, который очень часто надолго перекрыт...

Экологическая обстановка в Металлострое тоже не очень хорошая. Рядом с железной дорогой расположена промзона. Там происходит утилизация медицинских отходов открытым способом - путем сжигания. Дым несет на поселок... Беспокойство вызывает ручей возле улицы Богайчука - в него сливают отходы, поэтому он все время разного цвета: то молочно-белый, то ярко-фиолетовый. Местные жители возмущаются, но проблему пока никак не решают.

Есть вопросы и с местами отдыха. Сейчас прямо внутри поселка расположено садовое некоммерческое товарищество «Нева». В народе оно известно как блокадный сад, поскольку на этой территории в 1942 году были устроены фруктовые сады для снабжения завода ЛЭЗ. После окончания войны сад нарезали на садовые участки и раздали в бессрочное пользование местным жителям. Многие блокадные яблони целы до сих пор, их берегут как зеницу ока.

Всего здесь около двухсот участков (по шесть соток и меньше) на восьми гектарах, причем раньше было на гектар больше, пока город не изъял часть земли под строительство станции «Скорой помощи». Сейчас есть проект рассечь садоводство дорогой, а на месте самих участков начать строительство трех многоэтажных жилых домов. Пока садоводам удается отбиваться...

Если будет застроено блокадное садоводство, то с зелеными зонами в Металлострое будет совсем плохо: эти восемь гектаров зелени дают приток чистого воздуха. Другой такой масштабной зеленой зоны в поселке просто нет.

Озера на въезде в поселок все-таки не самое благоустроенное место. Это бывшие кирпичные карьеры, купаться там отваживаются только экстремалы. Да и соседство с Петрозаводским шоссе тоже сказывается не лучшим образом.

- Справедливости ради давайте все-таки скажем о плюсах!

- Конечно, они тоже есть. На территории бывшего стадиона НИИЭФА строят современный спортивный комплекс «Газпрома» с бассейном. В прошлом году открыли после реконструкции школу № 451, но опять-таки не обошлось без ложки дегтя... Спешили к сроку и не успели все доделать. Теперь пошли жалобы: не хватает учебного оборудования, бассейн не смогли запустить.

Но, наверное, главный позитив - сами жители поселка. Здесь очень добродушная общественная среда, немало людей, которым небезразлична судьба родного места. Не могу не упомянуть местного предпринимателя и муниципального депутата Вадима Шах-Назарова. Про него можно услышать самые разные мнения, но тот факт, что он много делает для поселка, неоспорим. К примеру, он создал общественное пространство «Зима-Лето парк» на улице Богайчука. На месте захламленной и запущенной территории появился и развивается парк активных видов отдыха: там можно поиграть в волейбол, хоккей, попробовать себя в велогонках.

#Металлострой #люди #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (6640) от 10.03.2020 под заголовком «Кто раскрасил ручеек?».


Комментарии