Краснокирпичная экзотика. На Сортировке разрушается историческое здание XIX века
Южное шоссе начинается в подземелье. А как еще можно назвать шесть идущих подряд железнодорожных переездов, под которыми пролегает шоссе? Да и само гордое слово «шоссе» совершенно не подходит к этому странному пути: однополосному, только в одну сторону и только для автомобилей не выше 2,6 метра - таковы габариты самого низкого переезда. Здесь нет места заботам об удобстве автотранспорта: это территория поездов - Сортировочная. Дали возможность кое-как проехать - и на том спасибо.
ФОТО АВТОРА
Воистину ловушка. Примерно каждые полгода какой-нибудь фургончик, привыкший ездить на авось, непременно в нее попадает: успешно ныряет в подземелье со стороны Фрунзенского района, а через сто метров на подъезде к Невскому району ему сносит крышу. В буквальном смысле - в самом низком месте. Развернуться невозможно, подать назад затруднительно (всем, кто едет вослед, тоже придется пятиться). Тот, кто постоянно ездит под Сортировкой, в курсе, как именно выглядит пробка.
Ну и, как всякое подземелье, Южное шоссе сильно рискует быть затопленным в период тропических петербургских ливней. Скажем, 3 июня здесь зафиксирован изрядный потоп. Вечером автомобиль утонул по самые фары.
Пешеходам под мостами тоже тесно. На узком тротуаре два человека могут разойтись только боком. Два велосипедиста навстречу друг другу - уже большая проблема.
В общем, один из самых экзотичных уголков Петербурга.
И здесь, внутри Сортировки, вдоль железнодорожных путей пролегает, наверное, одна из самых странных улиц Петербурга - Сортировочная-Московская. Тоже экзотика: над крышами ее домов нависает Ивановский путепровод, улица берет свое начало в тупике и упирается в тупик, а посередине перекресток с Южным шоссе - единственный путь на «большую» землю.
Но самая главная экзотика - огромный дивной красоты краснокирпичный дом на пересечении Сортировочной-Московской и Южного шоссе - Южное шоссе, 36А. Вернее, то, что от него осталось.
Колышется на ветру рваный выцветший анонс: «Купить у города легко». Это девиз Фонда имущества Петербурга, который на торгах продает городскую собственность: землю, здания, отдельные помещения. А эту красоту он не может продать уже лет десять. Нынешней весной фонд вновь собирался было проводить торги. Но - отменил их без объяснения причин.
У дома долгая и славная история. Построили его в самом конце XIX века - под железнодорожные конторы и склады. Был он в те годы двухэтажным.
После революции «офисное» здание заселили работниками железной дороги, организовав там общежитие. Сначала как временное пристанище для путейцев, а затем - в качестве постоянного жилья. Позже дом надстроили до 4 этажей.
В течение многих десятилетий, еще с довоенных пор, практически непрерывно шли разговоры о том, что здание, строго говоря, ни по каким нормативам не может быть признано жилым: непрекращающийся грохот грузовых составов, вибрация... Что правда, то правда. И рядом-то с Сортировкой жить непросто. Но на Сортировке! И ведь жили же!..
В 1981 году «Ленжилпроект» выдал официальное техническое заключение о переводе дома в нежилой фонд. Но после этого в нем еще более четверти века существовали квартиры. До расселения у властей дошли руки лишь в 2008 году. И то не из-за шума и вибрации, а из-за аварийного состояния старого дома. С тех пор и стоит он пустой, разрушается. И, похоже, не нужен никому.
Хотя... При такой организации продажи он наверняка никогда не будет куплен. Почему-то собственник (город в лице КИО) решил, что наилучшим вариантом будет - продать не единый объект, а множество помещений, из которых он состоит. Если точно - их 44: большинство - квартиры, и немного - встроенные нежилые помещения. Характеристики всех объектов идентичны и... печальны: «Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения». И еще одна характеристика на все 44 объекта - «Согласно предоставленным документам, обеспечен электроснабжением, водоснабжением, отоплением, канализацией; по данным визуального осмотра, инженерные системы отключены (разрушены)».
Имеется поэтажный план, подготовленный к торгам. В реальности никаких этажей давно нет. За прекрасными краснокирпичными стенами - мешанина из рухнувших перекрытий, мусора, обломков стен. От дома осталась одна оболочка. И к той страшно подойти.
Надо смотреть правде в глаза: историческое здание доживает свой долгий век. Вернее - свои 130 лет.
Хотя и снести его - такая же неразрешимая задача, как восстановить. Обломки, похоже, придется вывозить по Южному шоссе... крохотными порциями на микрогрузовичках.
Так и стоит эта мощная развалина в центре Сортировки. И придает дикий запущенный вид этим местам. Хотя, если заглянуть за нее, прогуляться по Сортировочной-Московской, можно убедиться, что это вполне респектабельная улица с офисами, менеджерами в костюмах, которые прогуливаются с мобильниками вдоль отремонтированных чистеньких фасадов, с отелем, рестораном, спорткомплексом...
Даже промзона здесь какая-то респектабельная. Не говоря уже об историческом здании железнодорожного депо, которое появилось здесь около 1890 года и сохраняется усилиями ОЖД. Рядом установлена реликвия, к которой должны ходить экскурсии: паровоз СО 17-2873. Буквы обозначают серию - Серго Орджоникидзе. Знатоки железнодорожной истории утверждают, что именно этот паровоз в 1948 году передали машинисту Петру Федорову, который провел первый состав из блокадного Ленинграда по временной железной дороге, проложенной по льду Ладожского озера.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (6475) от 08.07.2019 под заголовком «Краснокирпичная экзотика».
Комментарии