Концерн ВКО «Алмаз-Антей» отметил 180-летие со дня рождения великого металлурга Чернова

Большинство своих открытий, знаменовавших подлинный переворот в металловедении, Дмитрий Чернов совершил, работая во второй половине XIX века на Обуховском заводе, входящем ныне в состав Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) концерна ВКО «Алмаз-Антей». 180-летие со дня рождения этого ученого с мировым именем заводчане отметили чередой мероприятий, пригласив представителей организаций, научных центров и вузов - прежде всего тех, где в разные годы трудился выдающийся металлург.

Концерн ВКО «Алмаз-Антей» отметил 180-летие со дня рождения великого металлурга Чернова | Фото автора

Фото автора

Даже если бы этот петербургский ученый сделал только одно фундаментальное открытие, установив критические точки нагрева и охлаждения стали, то и тогда получил бы мировую известность. А ведь настоящих прозрений у него, одного из родоначальников металлографии, было немало, его труды и идеи дали мощный толчок к улучшению технологий литья из металлов и сплавов.

Надо ли говорить, как бережно обуховцы чтут память своего предшественника, работы которого, по словам французского ученого Альберта Портевена, «послужили фундаментом для последующего удивительного прогресса в области металлургии стали». Весной прошлого года, когда завод, одно из старейших оборонных предприятий России, отмечал свое 155-летие, на его территории был открыт (в присутствии праправнучки ученого петербургской актрисы Дарьи Юргенс) памятник Дмитрию Чернову.

К подножию этой отлитой в бронзе фигуры с раскрытой книгой в руке участники юбилейных мероприятий, прошедших недавно на территории СЗРЦ, возложили цветы.

«Вклад Дмитрия Чернова в научную копилку не до конца оценен, хотя академическое сообщество признавало его заслуги, - отметил Михаил Подвязников, заместитель генерального директора концерна ВКО «Алмаз-Антей» - руководитель СЗРЦ. - Но для меня очевидно, что он намного опередил свое время. О чем мне, выпускнику петербургского Технологического института, где некогда учился этот крупный ученый, говорить особенно приятно».

В 1866 году, окончив институт с серебряной медалью, молодой инженер получил приглашение поработать на Обуховском сталелитейном заводе. Неудачная для России Крымская война, после которой возникло это предприятие, показала, что русские стальные орудия не очень-то качественны, а при увеличении скорострельности и дальности боя стволы пушек вообще могли разрываться. Установив причину брака, Чернов стал проводить в мастерских завода исследования. А через два года опубликовал работу, где впервые высказал мысль о критических температурных точках, влияющих на изменение структуры и свойств металлических сплавов.

Причем эти пороговые значения он установил визуально, не имея приборов (через много лет, с появлением такого оборудования, догадки ученого подтвердились). Чернов доказал, что структура сплава, а значит, и его качество при определенной термической обработке сильно меняются, а позже создал теорию кристаллизации стали (один из ее типов был назван в его честь: кристалл Чернова).

Во многом опираясь на эти идеи, русская оборонная отрасль шагнула далеко вперед. Да и научная мысль тоже: бывший первый главный металлург Обуховского завода, ставший профессором Михайловской военной артиллерийской академии, оставил после себя громадное научное наследие, оказавшее влияние на современное материаловедение.

Догадки ученого тем и ценны, что они не остались на страницах старых монографий, а продолжают двигать отечественное производство. Увидеть, как это происходит, приглашенные на памятные мероприятия гости могли своими глазами. В новом цехе стального литья, одном из самых современных на Северо-Западе РФ (построив его за год, заводчане сами смонтировали оборудование), прошла выплавка стали, посвященная 180-летию Дмитрия Чернова.

Зрелище, надо признать, было завораживающее. Рабочие «поколдовали» около индукционной печи, сделали нужные замеры, и вскоре тонна расплавленного при температуре свыше 1,6 тыс. градусов металла оказалась в ковше.

«Это сплав, получаемый с применением никеля и молибдена в соответствии с гостовской номенклатурой, - пояснил начальник металлического производства Сергей Струков. - Стальные изделия, отлитые при такой рецептуре, отличаются высокой надежностью, качеством и способностью выдерживать огромные, от минус 50 до плюс 50 градусов, температурные перепады».

Последовательность и базовые принципы этого дела со времен Чернова вряд ли изменились. А вот технология выплавки стала другой: сведя к минимуму участие человека и облегчив его труд, автоматика теперь контролирует все процессы. Производительность в итоге увеличилась: цех может выпускать до 500 тонн жидкого металла в год. Качество отливаемой в формы разных размеров продукции выросло, добавил Сергей Струков, а ее себестоимость удалось снизить...

Между тем сталевары залили пламенную жидкость в первую форму. После охлаждения металла и его обработки эта ковшовая проба поступит на хранение в музейно-выставочный комплекс завода, где в тот же день состоялась презентация книги «Д. К. Чернов. Взгляд сквозь время». Ее авторы, Стелла Морозова, ученый секретарь Политехнического музея (Москва), и Георгий Шерстнев, бывший обуховец, подготовили и выпустили при поддержке завода первое достоверное издание (в предыдущей книге было, они говорят, много вымысла) об ученом. В основу внушительного тома легли документы из двух архивов Чернова, которые долгое время считались пропавшими (один из них взял на хранение у сына ученого, умершего в блокадном Ленинграде, профессор Крылов), а также воспоминания его учеников и дочери Александры.

«Он не был дворянином, происходил из бедной семьи: его отец был простым фельдшером, - рассказал Георгий Шерстнев, - но многого смог достичь благодаря своим дарованиям и упорству, и все, за что бы ни брался, доводил до совершенства. Включая музыкальные инструменты, к созданию которых он подошел как ученый-конструктор, чтобы его детища оказались не хуже, чем у прославленных итальянских мастеров».

На выставке, открывшейся после презентации книги, были представлены альт и скрипка (они хранятся в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства), сделанные руками Чернова, и ценные экспонаты из музея «Ижорских заводов», где работал внук ученого-металлурга: подлинные снимки, документы и др. Через полгода эти материалы, временно переданные музею завода с разрешения Министерства культуры РФ, вернутся туда, где хранятся, рассказала его директор Надежда Виноградова.

Ну а завершились юбилейные мероприятия «черновской» научно-практической конференцией (в ней приняли участие многие специалисты из Петербурга и Москвы), открыла которую... лауреат международного конкурса Мария Шалгина. Она исполнила музыкальные композиции на раритетной скрипке, которую Дмитрий Чернов создал своими руками.

Ранее в СЗРЦ концерна «Алмаз-Антей» представили «северные» разработки, многим из которых нет аналогов в мире.

#Алмаз-Антей #ученые #изобретение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (6569) от 18.11.2019 под заголовком «Кристалл и скрипка Чернова».


Комментарии