Катамараны проекта «Котлин» начнут перевозить пассажиров в 2023 году

Эпоха старых трудолюбивых «Метеоров», как бы старательно ни продляли их ресурс, подходит к концу. И что же придет им на смену? Где как, а в Петербурге на одной из пассажирских линий будут работать абсолютно не похожие на них новички: шесть высокотехнологичных судов катамаранного типа проекта «Котлин». Причем первые два из них, как ожидается, начнут перевозить горожан и туристов на остров с тем же названием уже в навигацию 2023 года. Петербургские корабелы собираются приступить к их строительству до конца текущего квартала.

Катамараны проекта «Котлин» начнут перевозить пассажиров в 2023 году | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Быстроходным пассажирским судам на подводных крыльях, которым давно перевалило за четверть века, конечно, требуется замена. Но разве речники об этом не думали? Что только ни предлагали они за последние годы, однако каждый из этих проектов по каким‑то параметрам «проседал».

Оно и понятно: подобные суда должны отвечать самым разным требованиям. Им положено быть маневренными и удобными, да еще способными развивать высокую скорость, «съедая» как можно меньше топлива. Кроме того, материалы и оборудование, применяемые на этих судах, должны быть доступными по цене. Добавьте сюда и особые петербургские требования: способность проходить под низкими пролетами мостов, умение «держать волну», выходя в Финский залив, и др.

Вот и представители судоходной компании «Нева Тревел» (чьи «Метеоры» перевозят пассажиров в Петергоф и обратно), задумав обновить свой скоростной пассажирский флот, корпели над решением этой задачи не один год. Да не одни, а вместе с конструкторами петербургского КБ «Форсс Технологии».

Все эти наработки пригодились, когда получил развитие масштабный проект по созданию в Кронштадте туристско-рекреационного кластера «Остров фортов». Стало ясно, что к обновленным фортам и другим интересным для туристов объектам, расположенным на острове Котлин, устремится много людей. И нынешние «крылатые» пассажирские суда с таким потоком не справятся.

Прошлым летом умельцы из нижегородского ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева представили новый вариант этой модели — «Метеор 120Р». Ее «внук» тоже оказался хорош: несколько таких судов заказал для себя один богатый сибирский регион, где добывается нефть. Его примеру, однако, никто не последовал: цены‑то на них кусаются. Стоимость каждого из этих теплоходов — примерно 400 млн рублей.

К тому же волжане создавали их для пассажирских перевозок по рекам, а не для морского прибрежного сообщения. Еще и поэтому петербуржцы не стали рассматривать нижегородский вариант. Таким требованиям, казалось бы, отвечал катамаран «Грифон» с корпусом из стеклопластика, построенный на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ). Класс регистра этого судна таков, что ему можно курсировать и на внутренних водоемах, и в прибрежных морских районах.

Но он проигрывал в скорости «Метеору», развивая 25 узлов вместо 30. То есть выполнял рейс до Петергофа и обратно только за пару часов, а не за полтора, как тот, рассказал Роман Барановский, операционный директор названной компании. Да еще был дороговат и уступал обычным речным теплоходам, вызывая сильное волнообразование. Поэтому в Петербурге он не прижился, а вот южанам подошел.

Словом, взвесив подобные доводы, руководители проектного офиса «Остров фортов» отвергли готовые образцы и решили запустить принципиально новый проект. А за основу взять концепт и оригинальные наработки, которые им предложила «Нева Тревел».

Прошлой осенью, приняв участие в Московской транспортной неделе-2021, она подписала договор с Государственной транспортной лизинговой компанией, предусматривающий бюджетное софинансирование. Иными словами, поддержку со стороны Минпромторга РФ в рамках госпрограммы по обновлению пассажирского флота России.

Контракт предусматривает строительство на СНСЗ серии из шести скоростных катамаранов проекта 04580 «Котлин» до 2025 года. Причем вводить их в эксплуатацию нужно будет парами, по два судна в год, учитывая растущий пассажирооборот на линии, связывающей мегаполис с островом Котлин.

Прошлым летом по этому маршруту (Сенатская пристань — форт «Петр Первый» — Зимняя пристань в Кронштадте) начали ходить модернизированные «Метеоры», совершая четыре рейса в день. Возобновив там регулярное сообщение, они перевезли за сезон более 23 тысяч пассажиров, и это только начало.

Благодаря развитию экскурсионно-рекреационного кластера в навигацию 2022 года, когда на эту линию выйдут два новых катамарана, пассажиропоток на ней вырастет до 80 тысяч человек, подсчитали специалисты. К тому времени будут открыты Музей воинской славы и третья очередь «кластерного» парка. А в июле следующего года в Кронштадте предполагается провести Международный военно-морской салон-2023.

Сотрудники СНСЗ, комментируя корреспонденту «СПб ведомостей» работу над «Котлином», ограничились скупыми замечаниями. Они только отметили, что особенность проекта 04580 заключается в «совмещении достоинств речного теплохода, вызывающего небольшое волнообразование, и резвого судна с улучшенными мореходными качествами». И что компетенции предприятия позволяют ему взяться за строительство таких судов с корпусом, выполненным (в отличие от «Грифона») из алюминиевых сплавов.

Речники оказались словоохотливее. Катамаран «Котлин», пояснили они, сможет перевозить за раз свыше 150 человек — чуть больше, чем его «метеорный» собрат, развивая сопоставимую с ним скорость.

Это будет судно с панорамным остеклением и отличительными чертами, без которых пассажирский транспорт ныне невозможно представить: кондиционеры, информационные табло, условия для удобного передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья и т. д. На верхней палубе катамарана, полностью адаптированного к работе в Петербурге, будет смотровая площадка, предназначенная для обзорных экскурсионных программ. Правда, презентовать инновационные «навороты» судна не стали и речники, предполагая, очевидно, некую трансформацию проектных решений.

В то же время построить «Котлин» будет дешевле, чем «Метеор». Специалисты повысили рентабельность нового судна, оптимизируя его насыщение, чтобы эксплуатировать катамаран без дополнительных субсидий и дотаций. Компания-заказчик продолжает работать в этом направлении с проектантами, поставщиками и заводами-изготовителями, поделился Роман Барановский.

«По результатам эксплуатации пассажирского судна на этом маршруте, — сказал он, — скорее всего, будут заложены новые скоростные катамараны для обслуживания других линий в пределах Невской губы. Такие суда смогут ходить до Стрельны, Петергофа, Ломоносова, Лахты и Горской».

Мало того, поскольку «Котлин» будет обладать небольшой, менее 1,2 метра, осадкой, его можно использовать также на внутренних водных путях в других регионах России.


#навигация #корабли #Кронштадт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7120) от 02.03.2022 под заголовком ««Котлин» устремится к фортам».


Комментарии