Канонерская пленница
Одинокая береза, невесть как уцелевшая на краю рукотворного холма, казалось, терпеливо ждала избавления из неволи, а рядом ревел экскаватор, загружая грунтом самосвал. Чем не символ выживающей наперекор всему природы? Самой крупной незаконной свалки строительного мусора на побережье Финского залива, входящем в черту города, скоро не станет. И после рекультивации здесь, на Канонерском острове, рядом с жилой зоной, возможно, будет разбит парк, где рядом с «пленницей» появится много других деревьев. Местные жители мечтали об этом много лет.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Когда возникла эта свалка, пожалуй, не вспомнит никто. Одни говорят - лет десять назад, другие утверждают, что еще раньше. Однажды облюбовав это место на юго-западной окраине Канонерского острова, где жилая зона граничит с промышленной и портовыми сооружениями, нерадивые подрядчики свозили сюда грунт и строительный мусор из разных районов.
Не нужно было платить за вывоз на полигон подобного груза, тратить время и деньги на бензин: свалил здесь украдкой днем или под покровом ночи - и все дела... Так прямо в городе выросла гигантская, площадью 6,1 га, свалка, где, по некоторым оценкам, накоплено свыше 50 тыс. кубов несанкционированных отходов четвертого и пятого классов опасности.
Работа над проектом ликвидации этой свалки началась три года назад. «В 2015 году документация была подготовлена, - вспоминает Вадим Бауман, начальник отдела благоустройства и дорожного хозяйства администрации Кировского района. - Подсчитали: чтобы осуществить задуманное, потребуется 39 миллионов рублей...»
Районному бюджету потянуть такие траты оказалось невозможно, а призывы местных властей о финансовой помощи повисали, что называется, в воздухе. Между тем дорогу, ведущую к свалке, пытались перегородить тяжелыми блоками. Но через день-другой их кто-то отодвигал, и насыпь упрямо «обновляли».
Да и рейды, проводимые сотрудниками Росприродназдора, желаемого результата не давали: штрафы, которые они выписывали на водителя самосвала, привлеченного к перевозкам в качестве субподрядчика, были невелики. А машины на штрафстоянку не ставили, хотя только это и могло ударить по карману недобросовестных предпринимателей.
В мае нынешнего года канонерская горячая точка появилась на интерактивной карте свалок Петербурга, и общественники с новой силой забили тревогу. Вот тогда желаемое и возможности наконец совпали: по предложению петербургских парламентариев требуемую на уничтожение свалки сумму выделили из городского бюджета.
После конкурсных процедур нашли исполнителя (выбор пал на «Экомир»), и в конце октября вокруг свалки началось оживление. Только техника стала появляться здесь уже не тайком, а открыто. На паспорте объекта, который был вывешен к радости местных жителей, красовались две даты: начало работ - 27 октября, завершение - 25 декабря 2017 года.
«Вначале мы огородили насыпь, сделали топографическую съемку и геодезические измерения, - рассказывает гендиректор «Экомира» Михаил Бойков. - Оказалось, что перевозчики нарастили за эти годы тело свалки до полутора метров и выше. Чтобы справиться с таким объемом работ, на первом этапе придется вывозить в сутки около тысячи - тысячи двухсот кубов грунта и строительного мусора, а затем вдвое больше».
Тяжелая техника приступила к делу 3 ноября. Экскаватор, бульдозер, 30 мощных грузовиков с полуприцепами и два десятка менее вместительных машин - обладая такими силами, предприятие рассчитывает обеспечить круглосуточный вывоз. Через полторы-две недели на подмогу придут экскаватор с бульдозером.
Содержимое свалки тем временем поступает на полигоны «Северная Самарка» и «Новый Свет-Эко» (Всеволожский и Гатчинский районы Ленобласти), принимающие отходы такого класса опасности. И хотя транспортное плечо получается довольно-таки большое, свыше 50 километров в одну сторону, подрядчик надеется уложиться в срок.
Эта территория получила статус зоны зеленых насаждений общего пользования, за нее отвечает теперь городской комитет по благоустройству. Ему и предстоит решить ее судьбу - конечно, с учетом мнения тех, кто живет по соседству с одной из самых крупных в черте Петербурга строительных свалок.
Место здесь, у побережья, привлекательное, несмотря на индустриальные островки и махину проходящего сверху Западного скоростного диаметра. Недаром многие петербуржцы выбираются сюда «на шашлыки», оставляя после себя, правда, горы пластика и стекла. Только в этом году волонтеры общественного движения «Мусора больше нет» убирали песчаную полосу вдоль залива на острове восемь раз.
Итогом последнего такого субботника стали двадцать мешков с разным сором, за вывоз которого отвечает районная администрация. Но поведение отдыхающих изменится, если все кругом привести в порядок и благоустроить, надеются экологи-энтузиасты.
Читайте также по теме ранее:
Комментарии