К очагу «Буревестника». Во что могут превратиться квартиры знаменитых писателей в Петербурге
На Кронверкском проспекте перепродали квартиру Максима Горького. До этого на продажу выставлялось жилье Николая Гоголя. Должен ли город выкупать такие квартиры и превращать их в музеи?
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС
Горький жил на Кронверкском, 23, в 1914 - 1921 годах. В декабре 1917-го, оставаясь в том же доме, писатель сменил квартиру - переехал с шестого на четвертый этаж. Впоследствии его новая квартира была разделена на три части. Одну из них владелец и решил сегодня перепродать, рассказал представитель собственника. Он уточнил «Санкт-Петербургским ведомостям», что в одной из комнат сохранился камин времен Горького (выходит, радикальной перестройке квартира не подвергалась).
В Институте мировой литературы РАН имени Горького (ИМЛИ) считают, что на площадях бывшей квартиры писателя, безусловно, должен быть создан музей. Рано или поздно город должен выкупить ее. Во-первых, это «живая и малоизвестная» часть истории Петрограда послереволюционной поры. Здесь бывали литераторы Бунин, Блок, Брюсов, Чуковский и многие другие.
Здесь же задумывались и претворялись в жизнь такие важные для города и страны проекты, как издательство «Всемирная литература», Пушкинский Дом или Большой драматический театр. Горький много сделал для Петербурга и потому, что в годы разрухи спас от голодной смерти несколько тысяч горожан, среди которых были и простые люди, иногда ему незнакомые.
Во-вторых, здесь жил литератор и общественный деятель, к которому Сталин еще не успел приклеить ярлыки «первого пролетарского писателя» и «основоположника социалистического реализма». «О Горьком можно было бы рассказать по-новому и очень интересно, ибо в квартире на Кронверкском было создано нечто вроде новой коммуны, объединявшей очень разных и очень интересных людей», - считают ученые ИМЛИ.
Они обратили внимание, что в архиве Горького, который находится в институте, сохранился список всех, кто жил в этой квартире. Перечень недавно был расшифрован, прокомментирован горьковедами и готовится к обнародованию в очередном томе серии исследований о писателе.
Кроме того, для воссоздания в квартире мемориальной обстановки в ИМЛИ есть воспоминания современников, запечатлевшие подробности расположения комнат и специфики обстановки.
«Посетителям этой квартиры-музея расскажут, как Горький прятал там от ареста одного из великих князей и как там же начался его многолетний роман с Марией Будберг, которая очаровала и Герберта Уэллса, гостившего у писателя», - обрисовали план будущей экспозиции в ИМЛИ.
«Уже упущены квартиры Гоголя, Лермонтова, Герцена. Последнюю - на Садовой - владельцы неоднократно предлагали выкупить, но город от этого уклонился», - сказал «СПб ведомостям» заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников Михаил Мильчик.
Он не сомневается в роли Горького как выдающегося писателя и вкладе его в историю нашего города. Но город может отказать в выкупе квартиры на том же основании, как когда-то отказал в выкупе квартиры Гоголя, - из-за того, что в ней мало что сохранилось.
«Там (в музее Горького. - Прим. ред.) не будет того, что в мемориальной квартире представляет главную ценность, - аутентичности. Это существенно», - рассуждает Мильчик. С его точки зрения, квартиру, конечно, стоило бы выкупить. Но если подлинных вещей нигде не сохранилось, экспозицию лучше посвятить не лично Горькому, а истории и культуре Петрограда. Подобный музей может существовать, например, как филиал Музея политической истории России. То же самое применимо и к потенциальному музею-квартире Лермонтова.
Если город не желает выкупать подобные квартиры, он по крайней мере должен позаботиться о составлении перечня предметов их охраны - все подлинное должно сохраняться, даже если это только лепная розетка вокруг люстры.
Прямо противоположный пример - Музей-квартира Кирова. В нем сохранность обстановки 1920 - 1930-х годов уникальная, так что туда приходят как в музей быта даже те люди, которым неинтересна личность Кирова. Добавим сюда же и мемориальный кабинет Менделеева в здании Двенадцати коллегий.
Есть и промежуточные варианты - например, Музей-квартира Достоевского в Кузнечном переулке. До нашего времени дошло мало подлинных вещей писателя, поэтому, чтобы воссоздать мемориальную обстановку, музейщикам приходится идти на всевозможные ухищрения.
Наконец, еще один важный момент: музей-квартира должен жить, как-то себя проявлять. Тот же музей Достоевского развернул бурную деятельность, в то время как про интересный Музей-квартиру Некрасова почти не слышно, говорит Михаил Мильчик.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6338) от 07.12.2018 под заголовком «К очагу Буревестника».
Комментарии