История города в соцсетях. Блогер Алексей Шишкин о современном краеведении

Удивительная вещь: сегодня увлекаться историей города, заниматься какой-либо деятельностью, связанной с его изучением и сохранением культурного наследия, становится модно. Огромной популярностью пользуются группы в соцсетях, так или иначе затрагивающие петербурговедческие темы и сюжеты: достаточно лишь посмотреть на число подписчиков и частоту обновления информации.

История города в соцсетях. Блогер Алексей Шишкин о современном краеведении | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Благодаря соцсетям интерес к краеведению захватил и молодежь. А все объясняется достаточно просто: ее кумиры - блогеры, и если те занимаются делом, которое они называют «краеведением», то, значит, это престижно. Наш собеседник - блогер Алексей ШИШКИН, участник краеведческой ячейки «Гэнгъ», которая претендует на то, чтобы предъявить широкой публике новый вектор отношения к городу. Кроме того, с недавних пор Алексей возглавляет центр петербурговедения библиотеки имени Маяковского.

- Алексей, на вопрос о названии группы вы, по-видимому, отвечали уже не раз...

- «Гэнгъ» - от английского «банда», gang. А твердый знак на конце - ироническая отсылка к дореволюционной орфографии. Хотя мы интересуемся не только старым Петербургом, но и современностью, и советским периодом, который вычеркивать ни в коем случае нельзя... Почему мы назвали себя ячейкой? Это дань ранней эпохе отечественного краеведения, 1920-м годам, когда как раз и создавались краеведческие ячейки.

Нас четверо. Ксения Сидорина - выпускница кафедры музееведения и охраны памятников философского факультета СПбГУ. Мария Тычинина - историк по специальности, генеалог. Максим Косьмин - инженер-экономист, исследователь архитектуры, интерьеров, быта. Что касается меня, то я окончил факультет журналистики СПбГУ, моим руководителем был историк фотографии Владимир Никитин.

Обращу внимание: мы члены ячейки, мы друзья, на многое смотрим похоже, но все же не являемся неделимой массой, спаянной какой-то жесткой идеологией. Мы все разные. И потому ориентиры и авторитеты у нас будут разные. Если говорить о старших коллегах, которых лично я искренне уважаю, - это Борис Кириков, Маргарита Штиглиц, Лев Лурье.

- Главная форма вашего самовыражения - блоги в социальных сетях?

- Одна из главных. Знакомство участников «Гэнга» началось во многом благодаря блогам в «Инстаграме». И это действительно одна из удобных платформ для самовыражения. Скажем, у Максима Косьмина там очень большая аудитория. Его «Старый фонд» - крупнейший краеведческий аккаунт в России, его читают 219 тысяч подписчиков...

Мы хотим, чтобы краеведение не было узкой тусовкой энтузиастов, работаем на аудиторию в социальных сетях, стараемся разговаривать с ней на ее языке, объяснять, почему краеведение - это классно и интересно.

Ведь краеведение - это необязательно нечто глобальное. Это может быть и что-то очень простое, что заинтересует тех, кого история в целом не очень волнует. Просто потому, что он может это знание, условно говоря, «примерить» на себя. Человек живет в квартире, ему интересно, как раньше они были устроены. Ходит в булочную - ему любопытно, условно говоря, сколько булок на свою зарплату мог купить его прадедушка. Ездит на машине или трамвае - задается вопросом, а каким был транспорт прежде?

Кто-то скажет: все это дилетантизм. Ничего подобного! Работая над книгой «Истории петербургских домов, рассказанные их жителями», Максим Косьмин изучал чертежи, архивные документы. Ровно так же, как это делают наши старшие коллеги. Я помню, как пришел к Максу в гости, а во всю стену коридора квартиры висит чертеж-развертка одного из зданий, о котором шла речь в книге. Точно так же я для своей будущей работы о Выборге читаю оригиналы финских газет 1920-х годов.

Одновременно и преимущество, и недостаток краеведения в том, что у него нулевой порог входа. Краеведом может стать каждый, стоит лишь заинтересоваться темой. Но зачастую уровень производимого контента, наполненного мифами, легендами и неверно интерпретированными материалами, оказывается низким. Возможно, именно из-за этого в научном мире существует определенный снобизм по отношению к самому понятию «краеведение». А некоторым коллегам и само звание «краевед» кажется обидным. Я этой обиды не разделяю.

- У академика Дмитрия Лихачева есть определение краеведения не только как исследовательской работы, но и как практической деятельности. «Гэнгъ» вполне соответствует этому представлению, и акции по очистке архитектурных деталей в старых парадных, несомненно, ваша сильная сторона, которая не может не импонировать. Взяли в руки ведра, щетки и...

- Не только их, но и многие специальные материалы. Мы при постоянном участии специалистов и по реставрационным методикам очищаем старинные печи, настенную плитку, отмываем от грязи витражи, майоликовые панно, потерявшие цвет... В последний раз с терракотовой печи «Павлиний глаз» начала ХХ века в доме на улице Ленина моим коллегам и волонтерам пришлось снять десять слоев краски!

Вообще наш проект «Пора парадных» - это точно такая же форма популяризации культурного наследия, как ведение социальных сетей, статьи и книги. Можно сокрушаться от того, что старый Петербург разрушается, приходит в упадок. Мы пытаемся донести до горожан мысль: если их действительно волнует сохранение культурного наследия, они могут сами предпринять определенные практические шаги. Рассказываем, как можно общаться с чиновниками, знакомим жителей домов и специалистов-реставраторов, приглашаем горожан участвовать в акциях.

Наша цель - показать, что участие в сохранении города не всегда требует гигантского финансирования и серьезных личных усилий. Но именно акциями «прямого действия» можно порой добиться существенных результатов и немалого резонанса.

Мы начали заниматься парадными в марте прошлого года. Эффект был неожиданным: на наш первый же призыв откликнулось столько желающих, что в итоге пришлось разделиться на несколько отрядов и отправиться по трем адресам. После мы проводили акции не реже чем раз в месяц.

- Но ведь если здание имеет статус памятника, КГИОП разрешает прикасаться к его охраняемым интерьерам только аккредитованным специалистам.

- Наши первые акции происходили в основном в домах, которые не являются объектами культурного наследия. Но были и исключения, например, выявленный памятник - дом на Камской улице. Вскоре после той акции мы пригласили на наш фестиваль «Крайконъ» представителей КГИОП. Пришел лично глава ведомства Сергей Макаров.

В комитете оценили наши усилия, хотя и сделали внушение: работы на охраняемых объектах необходимо согласовывать. С тех пор мы не допускали нарушений такого рода и на акции по очистке парадных приглашаем кроме волонтеров партнеров из аккредитованных реставрационных фирм, оформляем разрешения.

Общаемся мы не только с чиновниками, но и с жителями домов. Нынешней весной, перед тем как провести акцию по очистке печи и металлического декора дверей в доме Греховой на Садовой улице, 129, мы оставляли в каждом почтовом ящике листовки с информацией о том, кто мы, когда и что планируем делать, обходили, обзванивали квартиры, пытались максимально привлечь жителей. И теперь будем так делать всегда.

Но парадные - лишь одно направление. По договоренности с КГИОП при участии реставрационной компании мы законсервировали разрушенное надгробие промышленника Курта Зигеля на Смоленском лютеранском кладбище. А совсем недавно за три дня собрали деньги на реставрацию витражей дачи Прибыткова в Гатчинском районе, созданных, по одной из версий, по рисункам Врубеля. Охранного статуса у здания нет, там помещается сельская библиотека. Наши коллеги уже демонтировали эти витражи, перевезли их в специализированную витражную мастерскую в Петербурге. Через несколько месяцев они вернутся на прежнее место.

- Знаю, что некоторые «коллеги по цеху» упрекают «Гэнгъ» в нежелании идти на контакт...

- Это не так. Возможно, с кем-то контакт не задался по тем или иным конкретным причинам. В каких-то мероприятиях мы не участвуем. Но удивляться этому, мне кажется, даже странно. Ведь краеведение - дело добровольное: мы никого не заставляем вписываться в наши проекты, но и сами решаем, где нам быть или не быть. Краеведы - это вольное сообщество людей, которых увлекает история города, а не «колхоз имени Анциферова» (историк Николай Павлович Анциферов - один из основоположников петербургского краеведения. - Ред.). Да и вообще в краеведении нет магистральной «линии партии». Каждый может делать то, что считает нужным, пробовать и искать свой путь. 

#город #краеведение #история города

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6695) от 08.06.2020 под заголовком «Краеведение - это модно».


Комментарии