«Грифон» приводнился на Неве

У причала Мытнинской набережной прошла презентация первого пассажирского катамарана, сделанного на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) из углепластика, современного композитного материала. На сегодня этот катамаран не имеет аналогов в России. В мероприятии приняли участие представители городской власти, первые лица судостроительных предприятий, а также глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс. Он, кстати, охарактеризовал спуск на воду петербургского катамарана не иначе как «прорыв в мировом судостроении».

«Грифон» приводнился на Неве | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Катамаран проекта 23290 — скоростное судно нового поколения, предназначенное для пассажирских перевозок не только по рекам, но и в прибрежной морской зоне.

Длина «Грифона» (так называется катамаран) 25,7 метра, ширина — 9,03 метра, осадка около 1,5 метра. Судно может перевозить сразу 150 пассажиров на расстояние тысяча километров, разгоняясь до 29,5 узла. При этом катамаран способен выдержать волны высотой до двух метров.

Новинка разработана по заказу Минпромторга. Главная фишка проекта в том, что корпус судна изготовлен не из металла, а из современного композитного материала методом вакуумной инфузии (о нем «СПб ведомости» уже не раз рассказывали). Вкратце повторим: корпус нового судна не сварен из железа, а создан в процессе заливки в специальную форму-матрицу углеродной ткани. Сделан материал в одной из компаний «Роснано», так что участие господина Чубайса в мероприятии не случайно.

Весит композитный материал, который изначально использовался в космосе и авиации, почти вполовину меньше, чем сталь, и на 1/5 меньше, чем алюминий. Это позволяет увеличить грузоподъемность судна, то есть оснастить его большим количеством оборудования и вместить больше пассажиров. Благодаря особому сплетению нитей композитный материал по прочности не уступает многим металлам и, самое главное, не подвержен коррозии. Еще один плюс — низкий уровень шума при эксплуатации катамарана.

К преимуществам корпуса катамаранного типа в сравнении с однокорпусными судами относится простота в управлении, большая полезная площадь палубы. Два двигателя, разнесенные по двум корпусам, обеспечивают высокую маневренность, позволяющую катамарану разворачиваться практически на месте. При этом судно не будет укачивать пассажиров.

Не исключено, что в перспективе подобный вид водного транспорта заменит суда на подводных крыльях «Метеор» и «Комета», большинство из которых бессменно работают еще со времен СССР. Их серийное производство прекратилось в 1990-х, и судовладельцы вынуждены заниматься «латанием дыр».

«Отечественный пассажирский флот устарел как физически, так и морально, — отметил генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо. — Суда не отвечают современным требованиям безопасности и в ближайшие годы подлежат массовому списанию. В связи с этим в сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей — возможность развивать и создавать пассажирский флот нового поколения».

Несмотря на то что стоимость судов из углепластика на выходе пока выше, чем кораблей из традиционных сплавов стали или алюминия, производители рекомендуют делать экономические расчеты, не ограничиваясь цифрами из прайса.

«Есть стоимость приобретения, а есть стоимость эксплуатации, — подчеркнул Владимир Середохо. — Действительно, суда из композитных материалов дороже при строительстве, но дешевле при владении, особенно это ощутимо после семи лет эксплуатации. А поскольку их срок жизни 30 — 35 лет, это очень важный нюанс. В результате получается, что суда из углепластика на 30% дешевле, чем из стали».

Производителям пришлось вложиться в освоение инновационной технологии изготовления композитных корпусов для кораблей и судов, подобрать заинтересованную команду специалистов. Сейчас завершается «цифровизация» судоверфи, на которую за четыре года было затрачено 300 млн рублей. Существенный вклад в реализацию проекта внесло и государство, но игра стоила свеч.

По словам руководства завода, после завершения модернизации предприятие станет полноценным центром компетенций. То есть все последующие головные образцы будут делаться только здесь, а вот для серийного производства, скорее всего, будут открыты филиалы верфи на Дальнем Востоке и в Крыму. К слову, катамараны нового проекта идеальны для эксплуатации на маршрутах Ялта — Севастополь, Ялта — Феодосия, Керчь — Анапа, Керчь — Новороссийск.

Что же касается инновационного первенца, то сейчас завершаются его ходовые испытания, подписывается вся необходимая документация. Уже в конце октября, в рамках Форума пассажирского транспорта на новом катамаране будет совершена первая экскурсионная поездка по маршруту Шлиссельбург — Петергоф. Первое время «Грифон» поживет в Петербурге, поработает на предстоящем чемпионате мира по футболу. Потом «Грифон» будет продан с аукциона.

Вот здесь подробности http://www.igroflash.ru/

#катамаран #СНСЗ #судостроение

Комментарии