Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

После завершения героической проходки от станции «Приморская» на Крестовский остров осенью прошлого года щит «Надежда» до сих пор стоит без работы. Причем в разобранном состоянии. Между тем это уникальный проходческий комплекс — единственный в нашем городе, который способен соорудить горизонтальный двухпутный тоннель. Почему он простаивает, разбирались «Санкт-Петербургские ведомости».

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Напомним, выгода пробивки двухпутного тоннеля для метро в том, что таким образом прокладывается один коридор для поездов, по которому составы могут идти в одну и другую сторону. После прохода «Надежды» под Петербургом остается тоннель диаметром 10,7 метра. Все остальные находящиеся в распоряжении управления механизации «Метростроя» щиты имеют диаметр режущей поверхности 5,6 метра. А это значит, что пройти от одной будущей станции до другой проходческому комплексу нужно дважды. Так, например, сейчас сооружается подземный проход от «Спасской» до станции «Горный институт» — пускового объекта будущего года на Васильевском острове.

Понятно, что пробить один тоннель быстрее и экономичнее, чем два. Именно этим и уникальна «Надежда», вдруг оказавшаяся в длительном простое.

— После завершения проходки до «Новокрестовской» щит разобрали в демонтажной камере близ станции «Приморская». Чтобы извлечь комплекс из тоннеля, его узлы перевезли к шахте на Крестовском острове, путь составил около двух километров по подземным коридорам. Затем подняли на поверхность и развезли узлы по двум адресам: в цех управления механизации — электрогидрооборудование, шнек с приводом, а большую часть узлов отправили в шахту № 462, что на Туристской улице. С благими намерениями, чтобы как можно быстрее произвести ремонт щита и монтировать его уже на месте начала будущей проходки — на север города в продолжении зеленой ветки после станции «Беговая», — рассказал нашей газете директор управления механизации «Метростроя» Валерий Кузнецов.

Когда завершалась проходка на Крестовском острове, руководством города анонсировалось, что уже 1 апреля 2018-го «Надежда» должна быть готова стартовать от Туристской улицы в сторону будущей станции с условным названием «Зоопарк», теперь ее называют «Планерная». Но не сбылось, денег на ремонт щита и его монтаж управлению механизации не перечислили. Да и северное направление в петербургском метростроении вроде бы вычеркнули из приоритетных. Сейчас чуть ли не каждый месяц анонсируются новые идеи: то признать приоритетной Красносельско-Калининскую линию, то пробивать продолжение первой линии — от станции «Проспект Ветеранов» до проспекта Маршала Жукова или вообще строить подземную кольцевую.

В общем, идей много, но конкретного плана с разбивкой на этапы и привязкой к датам в петербургском метростроении не просматривается. Рассуждать о глобальном мы не будем, только с горечью удостоверим факт: уникальный щит не запущен в работу ни 1 апреля, ни 1 сентября. Не будет запущен и 1 января будущего года.

— Начать подготовку щита к работе команды нет, а она должна быть выражена целевым перечислением средств на закупку запасных деталей, на ремонт и монтаж щита. После того как решение будет принято, потребуется время на проведение названных операций, а это от трех до четырех месяцев. Однако известно, что даже проект пробивки тоннеля в сторону «Планерной» еще не готов, поэтому скорых подвижек мы не ожидаем. По моим ощущениям, до весны, а то и лета 2019 года щит не будет запущен, — пояснил директор управления механизации.

Конечно, год без «Надежды» это очень плохо. Говоря об интенсификации производства и повышении производительности труда, мы стали подзабывать, что еще в советские времена, чтобы эффективнее использовать оборудование, на заводах организовывали работу в две и три смены. Особенно это касалось уникального оборудования, ставилась задача полностью использовать заложенные в нем возможности, быстрее выработать его ресурс, получить таким образом наибольшую прибыль, чтобы закупать новое, еще более современное. С «Надеждой» такого не просматривается.

Кстати, до пробивки тоннеля к уже открытым станциям «Беговая» и «Новокрестовская» комплекс «Надежда» прокладывал тоннель на Фрунзенском радиусе, однако три его последние станции так и не сданы. Дату открытия «Проспекта Славы», «Дунайского проспекта» и «Шушар» не раз переносили, но уж к концу нынешнего года собирались сдать их точно. Однако и этот срок завис. При недавнем объезде вице-губернатором Игорем Албиным строящихся объектов Фрунзенской линии было зафиксировано отставание от графика, на площадках оказалось гораздо меньше, по сравнению с планом, рабочих — 434 вместо 1790. Сорваны сроки передачи площадок под благоустройство.

Не обошлось и без скандала. Вице-губернатора возмутила стоимость трех мозаичных панно — по одному на каждой станции. Только за них мозаичной фирме необходимо заплатить около миллиарда рублей. Кстати, сроки сборки этих панно тоже срываются, так как мастерам мозаики денег не перечисляют. Теперь в Смольном раздумывают о том, чтобы вообще отказаться от столь дорогого удовольствия.

В общем, проблем с Фрунзенским радиусом еще много, а до конца года, когда намечено открытие трех станций, осталось меньше четырех месяцев. Вице-губернатор заявил, что «кровь из носу» к концу декабря они должны быть готовы.

— Думаю, строители все же справятся. С нашими операциями, которые выполняет управление механизации, задержек точно не будет: сооружение водопровода завершено на 97%, приступаем к монтажу систем автоматизации и телемеханики, а также системы управления движением поездов. Мы в график уложимся, — заверил Валерий Кузнецов.

#метро #тоннель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6262) от 05.09.2018 под заголовком «Год без «Надежды»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.