Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

После завершения героической проходки от станции «Приморская» на Крестовский остров осенью прошлого года щит «Надежда» до сих пор стоит без работы. Причем в разобранном состоянии. Между тем это уникальный проходческий комплекс — единственный в нашем городе, который способен соорудить горизонтальный двухпутный тоннель. Почему он простаивает, разбирались «Санкт-Петербургские ведомости».

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне | ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС

Напомним, выгода пробивки двухпутного тоннеля для метро в том, что таким образом прокладывается один коридор для поездов, по которому составы могут идти в одну и другую сторону. После прохода «Надежды» под Петербургом остается тоннель диаметром 10,7 метра. Все остальные находящиеся в распоряжении управления механизации «Метростроя» щиты имеют диаметр режущей поверхности 5,6 метра. А это значит, что пройти от одной будущей станции до другой проходческому комплексу нужно дважды. Так, например, сейчас сооружается подземный проход от «Спасской» до станции «Горный институт» — пускового объекта будущего года на Васильевском острове.

Понятно, что пробить один тоннель быстрее и экономичнее, чем два. Именно этим и уникальна «Надежда», вдруг оказавшаяся в длительном простое.

— После завершения проходки до «Новокрестовской» щит разобрали в демонтажной камере близ станции «Приморская». Чтобы извлечь комплекс из тоннеля, его узлы перевезли к шахте на Крестовском острове, путь составил около двух километров по подземным коридорам. Затем подняли на поверхность и развезли узлы по двум адресам: в цех управления механизации — электрогидрооборудование, шнек с приводом, а большую часть узлов отправили в шахту № 462, что на Туристской улице. С благими намерениями, чтобы как можно быстрее произвести ремонт щита и монтировать его уже на месте начала будущей проходки — на север города в продолжении зеленой ветки после станции «Беговая», — рассказал нашей газете директор управления механизации «Метростроя» Валерий Кузнецов.

Когда завершалась проходка на Крестовском острове, руководством города анонсировалось, что уже 1 апреля 2018-го «Надежда» должна быть готова стартовать от Туристской улицы в сторону будущей станции с условным названием «Зоопарк», теперь ее называют «Планерная». Но не сбылось, денег на ремонт щита и его монтаж управлению механизации не перечислили. Да и северное направление в петербургском метростроении вроде бы вычеркнули из приоритетных. Сейчас чуть ли не каждый месяц анонсируются новые идеи: то признать приоритетной Красносельско-Калининскую линию, то пробивать продолжение первой линии — от станции «Проспект Ветеранов» до проспекта Маршала Жукова или вообще строить подземную кольцевую.

В общем, идей много, но конкретного плана с разбивкой на этапы и привязкой к датам в петербургском метростроении не просматривается. Рассуждать о глобальном мы не будем, только с горечью удостоверим факт: уникальный щит не запущен в работу ни 1 апреля, ни 1 сентября. Не будет запущен и 1 января будущего года.

— Начать подготовку щита к работе команды нет, а она должна быть выражена целевым перечислением средств на закупку запасных деталей, на ремонт и монтаж щита. После того как решение будет принято, потребуется время на проведение названных операций, а это от трех до четырех месяцев. Однако известно, что даже проект пробивки тоннеля в сторону «Планерной» еще не готов, поэтому скорых подвижек мы не ожидаем. По моим ощущениям, до весны, а то и лета 2019 года щит не будет запущен, — пояснил директор управления механизации.

Конечно, год без «Надежды» это очень плохо. Говоря об интенсификации производства и повышении производительности труда, мы стали подзабывать, что еще в советские времена, чтобы эффективнее использовать оборудование, на заводах организовывали работу в две и три смены. Особенно это касалось уникального оборудования, ставилась задача полностью использовать заложенные в нем возможности, быстрее выработать его ресурс, получить таким образом наибольшую прибыль, чтобы закупать новое, еще более современное. С «Надеждой» такого не просматривается.

Кстати, до пробивки тоннеля к уже открытым станциям «Беговая» и «Новокрестовская» комплекс «Надежда» прокладывал тоннель на Фрунзенском радиусе, однако три его последние станции так и не сданы. Дату открытия «Проспекта Славы», «Дунайского проспекта» и «Шушар» не раз переносили, но уж к концу нынешнего года собирались сдать их точно. Однако и этот срок завис. При недавнем объезде вице-губернатором Игорем Албиным строящихся объектов Фрунзенской линии было зафиксировано отставание от графика, на площадках оказалось гораздо меньше, по сравнению с планом, рабочих — 434 вместо 1790. Сорваны сроки передачи площадок под благоустройство.

Не обошлось и без скандала. Вице-губернатора возмутила стоимость трех мозаичных панно — по одному на каждой станции. Только за них мозаичной фирме необходимо заплатить около миллиарда рублей. Кстати, сроки сборки этих панно тоже срываются, так как мастерам мозаики денег не перечисляют. Теперь в Смольном раздумывают о том, чтобы вообще отказаться от столь дорогого удовольствия.

В общем, проблем с Фрунзенским радиусом еще много, а до конца года, когда намечено открытие трех станций, осталось меньше четырех месяцев. Вице-губернатор заявил, что «кровь из носу» к концу декабря они должны быть готовы.

— Думаю, строители все же справятся. С нашими операциями, которые выполняет управление механизации, задержек точно не будет: сооружение водопровода завершено на 97%, приступаем к монтажу систем автоматизации и телемеханики, а также системы управления движением поездов. Мы в график уложимся, — заверил Валерий Кузнецов.

#метро #тоннель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (6262) от 05.09.2018 под заголовком «Год без «Надежды»».


Комментарии