Главный зодчий Северной столицы. История памятника Доменико Трезини

Памятник Доменико Трезини на Университетской набережной довольно молод. Точнее так: он очень долго «вызревал». Скульптор Павел Игнатьев и архитектор Павел Богрянцев трудились над ним на протяжении чуть ли не двух десятилетий. Первоначальный замысел памятника Трезини, дипломная работа Игнатьева в академии, датируется еще 1993 годом. Отлит и установлен монумент был в декабре 2013-го. Открытие состоялось в феврале 2014 года в присутствии представителей генконсульств Швейцарии и Италии.

Главный зодчий Северной столицы. История памятника Доменико Трезини | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Изначально скульптуру собирались установить на Троицком поле, и смотреть Трезини должен был на колокольню Петропавловского собора (отсюда - горделиво поднятая голова архитектора). Но потом памятнику нашли другое место на площади Трезини - перед домом, который архитектор спроектировал для себя и где провел последние годы с женой и детьми.

В итоге создается очень живое и теплое впечатление, будто петербуржец Трезини только что вышел из дома и глядит на небо, оценивая погодные перспективы грядущего дня. При этом в фигуре архитектора высотой 5,5 метра нет ничего величественного и монументального. Напротив, некоторую комичность ему придают массивная шуба и выглядывающие из-под нее тонкие ноги в чулках. Циркуль и свиток в руках Трезини - необходимые атрибуты ремесла архитектора - выполнены в той же гипертрофированной манере. Скульптор Павел Игнатьев придал образу театральность, карнавальность, сделав его созвучным эпохе авантюризма, в которую итальянец отправился из родной и уютной Швейцарии в далекую снежную Россию (об этом, кстати, напоминает барельеф на обратной стороне постамента).

Великого Доменико Трезини (1670 - 1734) много десятилетий исследователи разных стран не могут уверенно «поделить»: итальянец, родившийся в Швейцарии, архитектурному делу учился в Венеции, а как зодчий прославился на берегах Невы. В России он работал на протяжении 31 года, с 1703-го, был главным архитектором императорской столицы, заложившим в русской архитектуре основы европейской школы и «одевшим» Петербург в гранит. На вопрос о том, почему скульптор изобразил Трезини иронично, не похожим на себя, Павел Игнатьев сказал: «А он никому не нужен таким, каким он был. Трезини оставил два абсолютных бренда Петербурга: колокольню Петропавловского собора и здание Двенадцати коллегий. И поза с откинутой головой говорит: «Вот вам! Ничего себе получилось!».

#памятник #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 072 (6670) от 28.04.2020 под заголовком «Главный зодчий Северной столицы».


Комментарии