Футбольный эффект. Как Петербург монетизирует наследие ЧМ-2018

Подведенные в комитете по развитию туризма северной столицы итоги первого полугодия показали: самыми частыми гостями города, кроме россиян из регионов РФ, сегодня являются китайцы. А из 3,7 млн путешественников, побывавших в нашем городе, свыше одного миллиона приехали в Петербург в течение месяца чемпионата мира по футболу.

Футбольный эффект. Как Петербург монетизирует наследие ЧМ-2018 | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Главным достижением первых шести месяцев 2018-го при этом считается преобладание зарубежных туристов над российскими: впервые в истории города в январе — июне Петербург посетили 1,95 млн иностранцев и 1,85 млн россиян. Однако такая статистика понятна: во время чемпионата мира мы приняли около 1,05 млн гостей, из которых 650 тысяч (приблизительно 65%) — из-за границы. По данным профильного комитета Смольного, больше всего иностранцев в первом полугодии 2018-го прибыли в наш город из КНР, Великобритании, Германии, США, Финляндии, Италии, Канады, Австралии и Испании. 

Никто не спорит: мундиаль и в самом деле стал событием, которое «сделало кассу» и явно добавило драйва петербургскому туризму. В частности, рейтинговое агентство Moody's пришло к выводу о том, что, во-первых, чемпионат мира уже улучшил экономику ряда регионов РФ (включая Петербург), а во-вторых, появившаяся благодаря ему новая инфраструктура станет генерировать доходы и в ближайшем будущем. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, оценивая перспективы, сказала, что в 2019 году турпоток в Россию увеличится на 20%. А по прогнозам консалтинговой компании McKinsey, в период до 2023 года только от развития туризма наша страна дополнительно получит 10 миллиардов рублей.

«В ближайшие три года после проведения ЧМ-2018 Россию ждет всплеск въездного туризма, — уверен и директор одной из петербургских туркомпаний Сергей Войтович. — Безвизовый въезд для болельщиков, трансляции матчей по всему миру, обстановка радушия и гостеприимства — все это стало отличной рекламой России и огромным плюсом для въездного туризма».

Однако и преувеличивать значение чемпионата мира не стоит. Статистика упряма: по оценке целого ряда аналитических компаний, несмотря на успех мундиаля, предварительные результаты летнего сезона в туристическом Петербурге вряд ли будут намного лучше, чем год назад. Да, болельщиков (в том числе из-за рубежа) в нашем городе побывало много. Но останавливались они преимущественно в недорогих отелях или арендовали апартаменты. А вот «традиционные» организованные туристы, которые планировали посетить Петербург в сезон белых ночей, перенесли свои поездки на другое время. И не факт, что даже в этом сезоне. По данным компании JLL, в среднем в июне-июле загрузка наших гостиниц составила менее 70%, тогда как за аналогичный период 2017 и 2016 годов она равнялась 83 и 90%, соответственно. Главы работающих на прием туристических фирм города прямо говорят о том, что во время чемпионата мира организованный туризм «просел», а темпы роста потока гостей после окончания ЧМ не позволят намного превзойти показатели прошлого года. «Если к завершению сезона получим плюс 10 — 15% по числу гостей Петербурга, будет хорошо», — говорят специалисты.

Тем не менее в целом поток туристов в северную столицу все равно продолжает расти. В основном за счет самостоятельных путешественников. Что и позволяет руководителю комитета по развитию туризма Смольного Евгению Панкевичу заявлять, что по итогам 2018 года город может принять свыше 8 миллионов туристов. А то и 8,5. По словам главы профильного комитета, общий мультипликативный эффект от туризма уже достиг 250 млрд рублей, а в 2019-м отрасль «вложит» в валовой региональный продукт 6%. «Только в период ЧМ-2018 наш город посетили более миллиона человек, — напоминает Панкевич. — Благодаря таким событиям мы привлекаем все больше туристов с перспективных для нас рынков. И главное теперь — в течение ближайших пяти лет умело использовать эффект чемпионата мира».

По оценке председателя Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Петербурга Светланы Ивановой, перспективы для увеличения количества принимаемых в городе туристов действительно есть. «Даже летом рестораны не переполнены, да и в музеи можно попасть: в Эрмитаж очередь из индивидуалов часто отсутствует, в то время как со стороны Невы, где входят группы, туристы уже стоят по часу, — отмечает она. — Это говорит о том, что летом надо продлевать работу популярных музеев и лучше информировать гостей о других имеющихся в городе. И, конечно, раздвигать границы высокого сезона, постепенно развенчивая миф о том, что ехать в Петербург необходимо только в период белых ночей».

Опытный гид замечает: все иностранцы обязательно хотят попасть в Эрмитаж, Екатерининский дворец и Петергоф. Тогда как в Русский музей они почти не ходят, по незнанию надеясь увидеть все русское искусство в Эрмитаже. При этом гости, по словам Ивановой, хорошо реагируют на предложение альтернативных вариантов программы. «Скорее, это проблема отсутствия информации», — делает вывод эксперт.

Хотя сезон еще не завершился (сейчас в Петербурге он длится как минимум до середины октября), предварительные итоги показывают, что закончится он более удачно, чем предыдущий. Ведь интерес к городу продолжает расти, а значит, надо умело конвертировать его в звонкую монету.

#туризм #петербург #мундиаль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (6268) от 13.09.2018 под заголовком «Футбольный эффект».


Комментарии