Достоевского хватил бы удар
Проект здания, которым хотят застроить последний сквер в Кузнечном переулке возле Музея Достоевского, представили в Доме архитектора. Эта презентация - генеральная репетиция перед Градостроительным советом и Советом по сохранению культурного наследия. Застройщику важно пройти эти советы, ведь иначе ему не выделят участок, дали ранее понять в Смольном.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Как мы уже рассказывали, новое здание хотят построить между домами № 5 и 9 в Кузнечном переулке. Здесь находится сквер, оставленный в советское время после разборки стоявшего на участке дореволюционного дома. Ради реализации проекта новостройки в минувшем году землю вывели из состава зеленых зон. По мнению градозащитников, сквер был упразднен с возможными признаками нарушения закона, поскольку, по подсчетам общественников, обеспеченность Центрального района зелеными насаждениями ниже норматива.
Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев сообщил собравшимся в Доме архитектора, что если проект не будет реализован, участок вновь официально признают сквером.
Стройкой, напомним, занимается специально созданный фонд, за которым стоит бизнес. Сами предприниматели, вероятно, предпочитают видеть себя в роли меценатов, которые помогают развитию Музея Достоевского. Ведь, по общему мнению, музею-квартире необходимы дополнительные площади. Его помещения сосредоточены вокруг черной лестницы в доме № 5, где жил всемирно известный писатель. Часть квартир на лестнице до сих пор не выкуплена и не передана музею, хотя это собирались сделать еще согласно постановлению Ленгорсовета. Оно было подписано в 1988 году председателем исполкома Владимиром Ходыревым. Но процесс расселения сильно затянулся - «в связи с отсутствием жилой площади на расселение жилых домов для нужд городского хозяйства».
В общем, можно понять музей, который устал ждать 30 лет и ввязался в авантюру со строительством нового здания в Кузнечном переулке (директор музея Наталья Ашимбаева стала соучредителем упомянутого выше фонда).
Но благородный мотив здесь не является оправданием. В данном случае это будет преступлением против памяти Достоевского, считает заместитель председателя городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кононов. Именно этим, по его мнению, обернется стройка нового здания. Ведь в результате будет разрушена историческая среда Петербурга, самый ценный экспонат Музея Достоевского, где жил сам писатель и его герои.
И прежде всего стоит сказать об архитектуре, какой ее видит проектная мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» (ее руководитель также является соучредителем фонда). Сквер хотят застроить пятиэтажным (не считая подземелья) зданием с модернистским фасадом. Притом что, как отметил Кононов, практически все постройки Кузнечного переулка между улицей Марата и Владимирской площадью, хоть и относятся к разным эпохам, так или иначе отсылают к классической архитектурной традиции. Новое здание встанет здесь, как золотой зуб, в таком виде оно совершенно недопустимо.
Достоевского - ФМД, как именуют его музейщики во время уличных праздников - от такой архитектуры хватил бы удар.
Проектировщик, убеждая собравшихся в Доме архитектора в обоснованности предложенного им дизайна фасада, привел примеры современных общественных зданий в основном таких городов (Лондон, Берлин и другие), где не сохранилось единой застройки исторического центра. Тогда как центр Петербурга является объектом всемирного наследия, говорит Кононов. Наш город скорее следует сравнивать с Венецией, где новое строительство в современной стилистике жестко ограничено.
Теперь - о том, ради чего новое здание строится. Один из аргументов - затрудненный доступ в музей-квартиру, особенно для людей с ограниченными возможностями.
Сегодня вход в музей организован через подвал, затем нужно подниматься по лестнице. В новом здании предусмотрят лифт для инвалидов. С домом № 5 новостройку свяжут переходом - на уровне третьего этажа, а возможно, еще и на уровне четвертого.
Но ведь основная мемориальная экспозиция расположена на втором этаже.
Выходит, что посетителям, желающим увидеть именно мемориальную квартиру, все равно придется спускаться и подниматься по лестнице. Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», проектировщик признал, что решений по устройству лифтов в историческом здании не принято.
Не удалось получить четкого ответа и на наш вопрос, будет ли вообще этот переход открыт для публики. Или его оставят служебным, как переход между старой и новой сценами Мариинского театра? Тем более что поведет он, судя по всему, куда-то в фондохранилище. Не получится ли так, что сквер застроят новым зданием, а людям, желающим посетить саму квартиру Достоевского, придется, как и прежде, спускаться в подвал, а затем подниматься по ступеням?
Владимир Григорьев напомнил, что, по современным нормам, музей должен быть приспособлен для людей с ограниченными возможностями.
Помимо вестибюля с лифтом новое здание включит оборудованный по последнему слову техники театральный зал, которому, похоже, в проекте выделено главное место. В нем хотят сделать, например, опускающуюся сцену. Зачем такие чудеса техники в музее? Что это будет: театр при музее или музей при театральном зале? Правда, в Музее Достоевского так любят театр, что даже в нынешних стесненных условиях часть места выделена под зал для представлений. И далеко не во всех постановках прослеживается прямая связь с Федором Михайловичем...
Предусмотрена и некая библиотека. Но не такая, как мы привыкли, где тихо читают книжки, а такая, в которой, наоборот, можно будет «общаться» - в общем, «общественное пространство». Будут еще выставочный зал и сувенирный магазин. На первом этаже разместится кафе (это уж точно не самое необходимое - разного рода общепита в окрестностях хоть отбавляй). А вот помещения для сотрудников и фонды, похоже, предполагается оставить в старом здании - для них, как выясняется, ничего строить не нужно.
В ответственные моменты встречи значительная часть присутствующих архитекторов громко и дружно хлопала, поддерживая сидящих в президиуме. В завершение встречи поднялся лес рук в одобрение задуманного. От ответов же на острые вопросы (например, о концепции развития музея) выступавшие ушли.
В Петербурге не один десяток мемориальных квартир. Многим, надо думать, тесно. Но если рядом с каждой строить пятиэтажный дом, то что тогда останется от исторического центра города?..
От редакции.
27 сентября 2018 года архитектор Герасимов, упоминаемый в данном материале, публично оскорбил журналиста «Санкт-Петербургских ведомостей». Редакция главной городской газеты выражает возмущение недопустимым и циничным поведением Евгения Герасимова. От наших требований извиниться Герасимов уклоняется. Мы требуем, чтобы Герасимов незамедлительно принёс письменные и публичные извинения в адрес газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и лично нашему корреспонденту. Подробности инцидента изложены здесь.
Друзья, мы в сентябре открыли свой интернет-магазин. Теперь можно купить с доставкой по всему миру новые книги нашего издательского дома. А их уже много: первый и второй тома сборников «Наследие. Избранное», сборник очерков «150 дней в Петербурге» от Ильи Стогова.
И, конечно, «История "Санкт-Петербургских ведомостей" от Петра до Путина», написанная нашим главным редактором Дмитрием Шерихом. Ещё мы продаём подарочные сертификаты на подписку и флешку с записями интересных лекций нашего проекта «Лекторий». Заходите в наш магазин!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (6290) от 01.10.2018 под заголовком «ФМД хватил бы удар».
Комментарии