Скверно, Федор Михалыч

Сквер по соседству с домом № 5 в Кузнечном переулке, где жил Ф. М. Достоевский, вывели из состава зеленых зон. Это было сделано с признаками нарушения закона о зеленых насаждениях, считают общественники. «Высвободившийся» участок обещают передать под застройку зданием, где разместят театральный зал при музее ФМД. Культурному учреждению, говорят, стало слишком тесно на своих музейных площадях...

Скверно, Федор Михалыч | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Как мы уже рассказывали, прежде в переулке между домами № 5 и 9 стояло четырехэтажное дореволюционное здание. В 1970-е постройку разобрали - по-видимому, из-за ветхости. Застраивать образовавшуюся лакуну не стали. Между домами предпочли разбить сквер. Это было вынужденное решение - ведь в округе так мало деревьев...

Однако несколько лет назад в чью-то голову пришла мысль расширить за счет этого сквера Музей Достоевского, который ютится в помещениях, несоразмерных всемирной славе великого писателя.

Федор Михайлович долгое время снимал квартиру в доме на углу Кузнечного переулка и Ямской улицы (ныне - ул. Достоевского). Уже давно здесь есть музейная экспозиция, воссоздающая мемориальную квартиру писателя. Она неизменно привлекает экскурсии школьников и туристов со всего света. Поток поклонников мрачного русского гения растет - музей стремится расширить свою деятельность.

Помимо мемориальной экспозиции музей уже использует для этого помещения временных выставок и собственный театральный зал. Последний предоставляют малым театрам. Среди постановок в афише - «Даниил Хармс. История СДЫГР АППР» и моноспектакль «Дыхание. Ответ Аристотелю» (тоже по Хармсу). Музей приглашает на вечер «Нью-Йорк 60-х: дети авангарда»... Помещения его часто сдаются для разных съемок. Так, его интерьеры послужили фоном для детективной картины «Колодец забытых желаний» по роману Татьяны Устиновой.

«Нам уже очень тесно в нынешних помещениях, - объясняла «Санкт-Петербургским ведомостям» директор музея Наталья Ашимбаева. - Места для проведения мероприятий не хватает»...

К юбилею Достоевского в 2021 году и было задумано построить в сквере новое здание. Над концепцией работала мастерская архитектора Евгения Герасимова. Идею воссоздать дом, что стоял раньше на этом участке, сразу отбросили. Постройку «невозможно было бы приспособить под новые музейные функции», сообщили нашей газете в мастерской. Да там и не видят смысла прятать музейное здание с современной начинкой за фасадами XIX века. Так сейчас в мире будто бы никто не делает, полагает Герасимов.

Поэтому речь изначально шла о возведении четырехэтажной постройки «в стиле брутализма». Но на недавнем совещании по использованию городской недвижимости в Смольном уже заговорили о пятиэтажном доме (последний этаж, по крайней мере частично, будет представлять собой открытую террасу). Вопрос со строительством называют делом почти решенным. «Принято решение согласовать размещение объекта на рассматриваемом земельном участке», - сообщили в аппарате профильного вице-губернатора Игоря Албина.

Для реализации проекта был создан фонд «Петербург Достоевского». Его соучредителем помимо Ашимбаевой и Герасимова стал известный бизнесмен, сын бывшего главы Российских железных дорог Андрей Якунин. Интересна также фигура исполнительного директора фонда Владислава Смирнова. По данным сайта www.kartoteka.ru, он являлся руководителем 16 юрлиц. Смирнов работал в управляющих компаниях, а также до сих пор руководит фирмой, вид деятельности которой - общественное питание.

С одной стороны, казалось бы, к музеям этот человек непосредственного отношения не имеет. Но Якунин заверил корреспондента «СПб ведомостей», что у Смирнова есть необходимый опыт в строительстве, да и человек он ему не чужой. Ведь вместе они реализовали больше десяти проектов, а сейчас еще сотрудничают и по Никольским рядам, которые приспосабливают под гостиницу.

Внутри новой постройки на месте сквера намерены разместить театральный зал, литературное кафе, интерактивную библиотеку, лекционные залы, книжный магазин, хранилища и зимний сад. Какое отношение зимний сад имеет к Петербургу Достоевского, толком никто не поясняет. Но можно предположить, что этой «оранжереей» хотят символически компенсировать утрату существующего сквера - чтобы петербуржцы не слишком возмущались.

Ведь, как рассказал «СПб ведомостям» руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов, еще до недавнего времени выбранный под застройку участок в переулке считался зеленой зоной общего пользования. Но в минувшем году, при последней корректировке перечня зеленых зон, площадь сквера сократили. В результате под охраной осталась только дворовая его часть. А сама лакуна между домами № 5 и 9 теперь может быть застроена.

«Когда внесли поправку на сокращение, стало известно, что это сделано под Музей Достоевского», - добавил Карпов.

Кстати, одновременно из перечня зеленых зон был исключен сад на Неве, в котором хотят возвести новый музей обороны и блокады Ленинграда. Эксперт считает оба решения незаконными: «В результате произошло существенное сокращение площади зеленых насаждений Центрального района, а это прямо запрещено законом. Ведь обеспеченность ими жителей района и так ниже норматива...» В связи с этим наш собеседник уверен: закон о внесении изменений в перечень зеленых зон может быть оспорен в суде.

К словам Карпова стоит добавить, что ему и его единомышленникам, по-видимому, придется доказать городским чиновникам в суде нехватку в районе зеленых насаждений. Закон устанавливает для Центрального района норматив 6 квадратных метров зелени на человека. Какова она фактически, сами чиновники, похоже, точно не знают. В отчете комитета по природопользованию за 2017 год фигурировало 9,3 кв. метра на человека. Однако, как следует из подписанного в декабре прошлого года письма начальника Госинспекции по недвижимости Смольного Андрея Короткова, цифра совсем другая - 4,22 кв. метра на человека. А это существенно ниже норматива!

Заместитель председателя городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов отмечает, что для спорного участка в Кузнечном переулке могут действовать и другие градостроительные и историко-культурные ограничения. Градозащитники, со своей стороны, еще не решили, какие из них наиболее существенны и на чем стоит сосредоточить внимание в борьбе за это зеленое пятно. Нынешнее решение чиновников о выделении участка - скорее, декларация о намерениях. Конкретных решений властями не принято, официальных согласований пока не выдано. Земельный участок также не сформирован. В этот момент важно заявить принципиальную позицию.

Зампред ВООПИиК считает строительство нового корпуса рядом со старинными зданиями недопустимым и вместе с другими градозащитниками готов отстаивать свою позицию. «Фактически основной экспонат музея - это сам Петербург Достоевского, настоящий город, где происходит действие большинства произведений писателя. Разрушение этой среды - преступление против памяти Достоевского. Мы стоим на грани чудовищной ошибки, которая будет нам долго аукаться», - считает Кононов. По его данным, проект продвигался через комитет по инвестициям в ускоренном режиме. Кононова удручает, что ни с кем из специалистов не посоветовались. Концепция не обсуждалась ни с Советом по сохранению культурного наследия, ни с ВООПИиК, ни с ИКОМОС, ни с союзами архитекторов и реставраторов.

Между тем желающие судиться по поводу проекта расширения музея уже нашлись вне перечисленных структур. Коммерсант Андрей Сироткин владеет помещением в глубине двора позади отданного под застройку участка. Он убежден, что новостройка ухудшит освещенность расположенных во дворе помещений, затруднит въезд во двор и, по его словам, несомненно снизит доходность бизнеса. Предприниматель в недоумении, почему такой важный проект обсуждается кулуарно, почему по нему не проводится никаких общественных слушаний, почему нельзя ознакомиться с проектом. Собственный опыт Сироткина говорит: даже чтобы пробить новую дверь на улицу в одном из дворовых помещений, приходится проходить длительные согласования...

«Все это делается, похоже, ради того, чтобы под эгидой музея построить какой-нибудь очередной бизнес-центр и зарабатывать на нем деньги», - сказал «СПб ведомостям» Сироткин. У него уже есть план действий. «Я просто подам на них в суд, чтобы взыскать убытки. Будет ли застройщиком город или кто-то другой, мне все равно. У меня есть действующие договоры аренды, и если мои арендаторы от них откажутся из-за этой стройки, я имею полное право возместить убытки», - заявил предприниматель.

В свою очередь Евгений Герасимов и Андрей Якунин дружно заявили нам, что постройка слишком мала, чтобы быть рентабельной при использовании под бизнес-центр (площадь ее - около 1,5 тыс. кв. метров). А потому, по их мнению, подобные предположения нелепы. Ответ не слишком убедительный, ведь в городе строятся и сдаются в аренду и довольно небольшие офисные здания.

Сейчас участок под новый корпус ставят на кадастровый учет. В этом году хотят заручиться необходимыми согласованиями. Чтобы успеть закончить стройку к юбилею писателя, выйти на стройплощадку намерены уже в 2019-м. Здание, по крайней мере поначалу, будет принадлежать фонду. Его обещают передать городу, но пока эти обещания довольно туманны. Механизм передачи «будет обсуждаться», говорят в фонде Достоевского.

«СПб ведомости» провели уличный опрос 50 петербуржцев об их отношении к расширению Музея Достоевского. О его результатах вы можете прочитать здесь.

От редакции.

27 сентября 2018 года архитектор Герасимов из Бийска, упоминаемый в данном материале, публично оскорбил журналиста «Санкт-Петербургских ведомостей». Редакция главной городской газеты выражает возмущение недопустимым и циничным поведением Евгения Герасимова. От извинений он уклоняется. Мы требуем, чтобы Герасимов незамедлительно принёс письменные и публичные извинения в адрес газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и лично нашему корреспонденту. Подробности инцидента изложены здесь.

#музей #сквер #Достоевский

Комментарии