Космонавты со всего мира поздравили Сергея Крикалева с юбилеем

Космонавт Сергей Крикалев пригласил иностранных коллег в альма-матер — «Военмех». Отметить 60-летие.

Космонавты со всего мира поздравили Сергея Крикалева с юбилеем | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— Вот мы с Сергеем работали на экспериментах, и я всегда думал: елки-палки, откуда он такой умный?! Где получил знания? Теперь понял, откуда, — констатировал 58-летний Франц Артур Фибёк, первый космонавт Австрии. Констатировал по-русски, потому что в немецком «елки-палки» вряд ли имеются.

Хелен Патрисия Шармен, 55-летняя, не то что первая британка в космосе, а вообще первый космонавт Великобритании, давала интервью по-английски, потом вдруг перешла на русский:

— На корабле два окошка, и сидели мы — я, Сергей и Анатолий Арцебарский — было очень тесно и очень дружно.

На корабле натурально, как в метро в час пик. И это сейчас до МКС долетают по короткой схеме — за шесть часов, а раньше двое суток «тащились». Космический корабль — красноречивая метафора: есть пространство, где мы, россияне, американцы, европейцы, как бы тесно и неудобно ни было, ладим. В пресс-релизе «Военмеха» так и было написано: «Несмотря на тяжелую геополитическую ситуацию, санкции...».

Вот космонавта Анатолия Арцебарского подначивали добавить к этой русско-английской речи что-нибудь по-украински (он родом с Украины). «Служу Советскому Союзу!» — невозмутимо отрапортовал Герой Советского Союза 61-летний Арцебарский, принимая памятный знак «Военмеха».

Еще один Герой Советского Союза 80-летний Жан-Лу Кретьен (он тоже первый, из французских космонавтов; сейчас значится в списках астронавтов США) был еще в дороге к имениннику, Герою и Советского Союза, и России.

С Кретьеном Крикалев был в одном экипаже «Союза ТМ-7», с Шармен и Арцебарским — на «Союзе ТМ-12», с Фибёком — на «Союзе ТМ-13». Это было в конце 1980-х — начале 1990-х.

— Советских-российских космонавтов уже 122, а Сергей у нас как никто: летал на всех кораблях, и на «Союзах», и на «Шаттлах», — комментирует Арцебарский. — И по должностям дорос до директора по пилотируемым программам Роскосмоса...

Космонавты раздавали интервью. Сергей Крикалев говорил, что рекорды в космосе (он десять лет был рекордсменом по суммарному времени) целью не были; известная история: в 1991-м стартовал на космическую станцию из страны под названием «СССР», приземлялся уже в «Российскую Федерацию», отработав в космосе лишние полгода. Говорит, что и сейчас «полететь, конечно, хочется». Франц Фибёк на вопрос журналистов, не желал бы он поучаствовать в миссии на Марс, похлопывает себя по животику: «На Марс? Ну если найдутся ракетоносители, которые меня туда поднимут...».

Олег Мухин, вице-президент Федерации космонавтики России, припомнил, как пятнадцать лет назад, когда Петербург праздновал 300-летие, именно Сергей Крикалев «выгулял» флаг города в космосе: забрал с собой на орбиту, а потом, уже «космический», вручил губернатору — сейчас флаг в Петропавловской крепости в музее имени Глушко.

В музее «Военмеха» столпились студенты; Крикалев им:

— Когда я готовился поступать на первый курс, в космос первый раз полетел Георгий Гречко. Мы были на втором курсе, когда он к нам сюда приехал, рассказывал... А потом второй раз полетел...

Военмеховец Гречко был в космосе трижды; вдохновленный его рассказами военмеховец Крикалев побывал там шесть раз.

— Ребята, это ведь так прекрасно: удар сердца, секунда — и вы за это время восемь километров пролетели, еще удар сердца — еще восемь километров, — обращается к студентам Арцебарский, глаза блестят, будто вот только что оттуда вернулся. — Солнце то и дело то всходит, то заходит.

— Я так рада, что могу не только увидеть Сережу, но и то место, где он учился, — говорит Хелен Патрисия Шармен.

Как отмечает ректор «Военмеха» Константин Иванов, «место, где он учился», — вообще первый вуз в стране, в котором был образован ракетно-космический факультет.

Сергей Крикалев показывает на музейную модель «Союза» в направлении головного обтекателя; обращается к студентам:

— Кто знает, зачем вот это сделано? Да-да, вот эти решетки... Если не знаете, попробуйте догадаться. Нас преподаватели так и заставляли: попытаться додуматься, для чего сделано то или это...

В общем, это решетчатые стабилизаторы системы аварийного спасения.

— Даже если вам будет казаться, что какие-то дисциплины не пригодятся, все равно обратите на них внимание, — советует студентам Крикалев. — В вузе вы учитесь «переключаться», это умение пригодится и на работе, и в жизни. В космосе, например, основная сложность была в разнообразии работ, которые приходилось выполнять. Сделать одну узкую задачу просто, но в полете нужно переходить с экспериментов технических на медицинские, с них — на биологические, потом снова на физические...

Напоследок напутствовал: «Учите матчасть».

#космос #встреча

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6265) от 10.09.2018 под заголовком «Экипаж на юбилей».


Комментарии