Джинн выехал из бутылки. В Петербурге создадут ПДД для самокатов

Новость так себе: в городе создали рабочую группу, которая должна будет подумать, что и как делать с самокатами и самокатчиками. Создавали аналогичные группы и ранее. Причем чаще всего – по инициативе самих компаний, которые занимаются прокатом электросамокатов и заинтересованы в теснейшем контакте с властями. Но, похоже, до сего момента чиновники не проявляли большого интереса. Хотя стимулирование использования альтернативных видов транспорта записано в концепции развития транспортной инфраструктуры Петербурга.

Джинн выехал из бутылки. В Петербурге создадут ПДД для самокатов | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Здесь надо сказать, что в период подготовки этой самой концепции звучало множество голосов специалистов-урбанистов, транспортников, объединений автовладельцев и просто горожан-пешеходов, которые выступали против этого пункта, призывали трижды подумать, прежде чем говорить, что Петербург вот-вот пересядет на велосипеды, самокаты, моноколеса и прочие альтернативы автотранспорту. Но Смольный решил иначе, тем самым выпустив джинна из бутылки.

Поначалу стоял победный шум: на велодорожках осваивали миллионы рублей... Ныне все поутихло. Не слышно прежнего барабанного боя по поводу велосипедизации (простите за слово). Прошла мода – изменились приоритеты. Теперь в тренде электросамокаты. От них не отмахнешься и уже не запретишь. Или придется переписывать концепцию.

Новая «самокатная» рабочая группа призвана решить ровно те же задачи, какие формулировали шеринговые (прокатные) компании еще два года назад: разработать принципы размещения парковок для самокатов; сформулировать, что можно делать в рамках проката, а что нельзя. И «вписать» самокаты в правила благоустройства. Разница в одном: в предыдущие годы компании поднимали эти вопросы, чтобы защитить свой бизнес, а ныне город с той же повесткой... защищает интересы горожан-пешеходов. Во всяком случае от чиновников слышно именно это.

О благоустройстве – отдельно. Поскольку самокаты не упомянуты в правилах благоустройства, то соответствующие службы при районных администрациях жили (и живут) по принципу «Сколько раз увидишь скопление самокатов – столько раз ликвидируй его». В прошлом году исчезновение десятков шеринговых самокатов стало настоящим бичом бизнеса. Самая известная история при этом, наверное, ликвидация парковки у ограды Александровского сада. Сотрудники управления по благоустройству и дорожному хозяйству Адмиралтейского района просто-напросто срезали замки и увели восемь самокатов, принадлежащих двум компаниям. Не предупреждая владельцев.

Правда, найти пропажу не составило никакой сложности. Самокаты оборудованы системами слежения. А вот освободить свою собственность из административного плена... Пришлось попотеть.

Аналогичным образом действовали и сотрудники метрополитена, изымая самокаты, припаркованные у станций метро.

Ситуация накалилась. Но даже в условиях явно проявляющегося конфликта руководители районов и профильного комитета не предприняли внятных шагов для создания системы, которая устроила бы всех.

Причиной возврата интереса к теме стали жалобы граждан на «сумасшедших, гоняющих с огромной скоростью». Кроме того, кому-то не приглянулись ряды самокатов на тротуарах... И история пошла на новый круг.

Как сообщили в комитете по транспорту, на совещание, последовавшее после жалоб, были приглашены сотрудники городского УГИБДД, представители Северо-Западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали», шеринговые компании Whoosh, Urent, Ассоциация операторов шеринговых средств микромобильности. Участники совещания констатировали, что в сфере проката этих самых средств «микромобильности» царит хаос. Ну а затем прозвучало то... что звучало на заседаниях и в прошлом, и в позапрошлом году. Мол, надо урегулировать парковку и правила поездки на самокатах в Петербурге, ограничить их скорость 15 км в час. А попутно предложить федеральным властям внести поправки в Правила дорожного движения, куда включить самокатчиков в качестве равноправных участников дорожного движения со всеми правами и обязанностями.

Парковку тут же и урегулировали, предложив ввести ряд запретов. Как то: нельзя парковать самокаты у метро на пути следования граждан, а также ближе 15 метров от остановок общественного транспорта.

Каждый пункт вызывает недоумение. Ограничить скорость до 15 км в час?.. Если даже на такой (или даже меньшей) скорости студент-переросток толканет бабушку на тротуаре, ей мало не покажется. Стоит также определиться: ограничиваем скорость или приравниваем самокатчиков к автомобилистам? Два эти решения не очень-то согласуются. К тому же, следует заметить, в последнем случае город полностью перекладывает ответственность за движение самокатов на Госавтоинспекцию, которая к этому едва ли готова.

И еще. Более чем странно объявлять о таких решениях. Они и без того уже реализованы самими шеринговыми компаниями. Вот, к примеру, чего требует от клиента мобильное приложение для проката Molnia: «Главное правило – не мешай окружающим; держись края проезжей части; проезд по тротуарам возможен на скорости до 10 км в час; запрещено выполнять акробатические трюки; крепить самокат разрешается за любые металлические предметы, кроме водосточных труб; при завершении проката нужно отправить в приложение фотографии самоката, чтобы компания проследила, правильно ли он припаркован». И, наконец (говорим специально для членов рабочей группы), если данные условия не будут выполнены, компания оставляет за собой право оштрафовать клиента. Ведь он предоставил ей данные своей банковской карты. Не стоит забывать, что каждый самокат оборудован системой Bluetooth. То есть за каждым следит бдительное око шеринговой компании.

В общем, при использовании таких технологий нет никаких сложностей в контроле за выполнением правил. Возможности обширны. Так, компания может моментально заблокировать самокат, нарушивший правила. Или «забанить» клиента. XXI век. Так, может быть, городу стоит, как говорится, пойти от противного? Не самой власти в муках придумывать новые правила, принципы и схемы, а воспользоваться тем, что уже наработано участниками рынка. Скорее всего, такой подход принесет больше пользы, нежели титанические административные усилия и новые нормативные акты.

#самокат #пдд #правила

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (6923) от 14.05.2021 под заголовком «Джинн выехал из бутылки».


Комментарии