Дизайнер – о том, как найти новое лицо старого города

Поиск нового лица старого города - проблема актуальная для многих частей мира. О том, как ее решили в одном отдельно взятом французском городе, рассказал петербуржцам практикующий дизайнер, основатель дизайнерского агентства Dsland, преподаватель Оливье ПЕРИКО. Его работы хранятся в самых престижных коллекциях, например, в Центре Помпиду. В марте при поддержке Французского института он прочел публичную лекцию в Новой Голландии.

Дизайнер – о том, как найти новое лицо старого города | Иллюстрация naito8/shutterstock.com

Иллюстрация naito8/shutterstock.com

Темой выступления стала трансформация города Сент-Этьен. Город этот воспринимается как пригород Лиона, от которого он «убежал» в сторону Альп примерно на 50 км. Масштабы городов сопоставимы - 170 тысяч человек в Сент-Этьене и 500 тысяч в Лионе.

Вначале это был шахтерский город, потом (в начале Нового времени) стал городом оружейников. Во времена Великой революции его даже официально переименовали в Арм-Виль (Оружейный город), но это имя не прижилось. Уже в двадцатом веке возникла идея - раз можете делать стволы, значит, можете делать и стальные рамы для велосипедов. Чуть позже здесь появился логистический центр для торговли по каталогам. Покупателям отправлялись в том числе те же велосипеды и охотничьи ружья. Еще город специализировался на подрядных текстильных работах. Знаменитая на весь мир Лионская мануфактура традиционно заказывала здесь ленты.

Все эти производства умерли. Высокая цена европейской рабочей силы, конкуренция и глобализация убили устаревшую промышленность. Но остались и развиваются микромеханика и оптическое производство, предприятия технического текстиля и звукового оборудования.

«Это стойкий город, он пережил несколько трансформаций», - говорят о Сент-Этьене. Тут же церковь, дом культуры и стадион, построенные по проектам великого архитектора-новатора Ле Корбюзье. Сейчас же тут появился «Город дизайна» (фр. Cite du design). Этот проект включает новое здание плюс постройки оружейного завода. Здесь есть место, где работают над новыми проектами, действует Школа искусств, а также центр массовых мероприятий агломерации. Месье Перико возглавляет исследовательский отдел этого «города».

«Начинали дизайнеры с бюджета 200 тыс. евро, это всего-то! И за двадцать лет пари выиграли, сейчас именно Сент-Этьен - столица дизайна Франции», - с гордостью поведал мэтр дизайна.

Мне лично вспомнились Нью-Васюки. Но идея преобразить захолустную дыру через красивую идею - что шахматный турнир, что архитектуру - так и остается лишь идеей. Почему же у французов получилось невозможное?..

Читайте также о том, как в разных странах борются с наплывом гостей. 

#Франция #архитектура #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (6436) от 13.05.2019 под заголовком «Был шахтером, стал дизайнером».


Комментарии