Благодетель человечества. Как вакцина Луи Пастера спасла русских крестьян

Памятник Луи Пастеру в саду Ленинградского института эпидемиологии и микробиологии им. Пастера ( сейчас —Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии ) в нашем городе был открыт 7 августа 1935 года. Церемонию тогда приурочили к XV Международному конгрессу физиологов, проходившему в Ленинграде и Москве.

Благодетель человечества. Как вакцина Луи Пастера спасла русских крестьян | Фото Сергея ГРИЦКОВА

Фото Сергея ГРИЦКОВА

Бронзовый бюст высотой 0,6 м установлен на полутораметровом четырехгранном постаменте из красного гранита (скульптор — И. Ф. Безпалов). На лицевой стороне постамента — надпись из врезных букв: ­«Пастер». Помимо бюста на здании института на ул. Мира, 14, в 1972 году был установлен гранитно-бронзовый барельеф с надписью «Луи Пастер (1822—1895 ), выдающийся французский ученый, основоположник современной микробиологии» ( архитектор Т. Н. Милорадович, скульптор Л. К. Лазарев ). Сам НИИ, основанный в 1923 году как Петроградский бактериологический институт, тогда же был назван именем Пастера — в честь 100‑летнего юбилея ученого.

В 1993 году СПб НИИ эпидемиологии и микробиологии был принят в международную сеть Пастеровских институтов. Сегодня в нее входят 33 научных учреждения, расположенные на пяти континентах в 26 странах. НИИ сотрудничает с Парижским институтом Пастера и другими институтами сети по проблемам микробиологии, эпидемиологии, вирусологии и иммунологии ( в том числе в рамках программ ликвидации и элиминации инфекционных болезней ).

Величайший французский ученый Луи Пастер (1822—1895 ) показал ­микробиологическую сущность многих болезней  человека, став одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Он поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни, опытным путем доказав невозможность этого. А его работы про явление поляризации стали основными в изучении стереохимии. В кругах, далеких от науки, имя Пастера широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации.

Французский ученый создал вакцину от бешенства и после ряда опытов на животных был готов испытать ее на себе. Но до этого дело не дошло. К Пастеру обратились матери двух мальчиков, искусанных бешеными собаками и обреченных на гибель, и 6 июля 1885 года им впервые в истории была введена вакцина против бешенства. Слух об излечении детей моментально распространился по миру, и к ученому стали приезжать пострадавшие из Германии, Англии, Австрии, Америки … А в феврале 1886 года Луи Пастер получил телеграмму из городка Белый Смоленской губернии с просьбой принять ­19 человек с обширными повреждениями, полученными от укусов бешеного волка. Он пригласил пострадавших в Париж ( поездку крестьян софинансировал император ­Александр III ). И уже ­1 марта Пастер приступил к вакцинации. Ему помогали российские ученики: будущий академик Николай Гамалея и студентка Софья Каплан. Из 19 пациентов выжили 16 (троих спасти не удалось из‑за проволочки с прибытием смолян во Францию, что привело к нападкам на ученого). Затем из России прибыли еще семеро укушенных из Орловской губернии. Все они были спасены.

С массового излечения русских крестьян началось всемирное признание Пастера. И история прививок, без которых невозможно представить современную медицину.

За 1886 год более 2,6 тыс. человек со всех пяти континентов избежали мучительной смерти от бешенства благодаря антирабическим прививкам Пастера. Французы за считанные недели собрали на строительство и оборудование Института Пастера 2,5 млн франков, из них 100 тыс. внес русский царь, наградивший исследователя за спасение подданных орденом Святой Анны.

Пастер инициировал создание прививочных станций в крупных городах по всей Европе. Первую такую лабораторию уже в июне 1886 года создал Гамалея в Одессе. В том же году в Москву вернулся Унковский, в Петербург — доктор Воинов. Каждый вез в багаже клетки с кроликами, зараженными стабильной версией вируса … Теперь пострадавшим от укусов бешеных животных не нужно было ехать в Париж — достаточно было добраться до ближайшей прививочной станции, которые открывались и в российских городах на частные пожертвования.

Вскоре появились вакцины против чумы, желтой лихорадки, дифтерии и столбняка. До сегодняшнего дня открытия основоположника иммунологии и микробиологии спасают жизнь миллионам людей.

Еще при жизни ученый получил награды практически от всех стран мира — почти две сотни орденов. В 1892 году французское правительство презентовало медаль к 70‑летию микробиолога с ­надписью «Благодетель человечества». Ныне имя Пастера носит больше двух тысяч улиц в США, Аргентине, Украине, Иране, Италии, Камбодже и т. д., а также свыше ста научных учреждений по всему миру.

#ученые #памятник #медицина #вакцинация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7092) от 20.01.2022 под заголовком «Благодетелю человечества».


Комментарии