Без пыли, но с шумом
Вчера ночью я решил проверить, как у нас в городе соблюдается прославившийся на всю Россию закон «о топоте котов». И понял: если его кто-то нарушит и при этом не будет сидеть и ждать, пока к нему приедут составить соответствующий событию протокол, последствий можно практически не опасаться.
Иллюстрация Bacho/shutterstock.com
Два часа ночи. На улице тепло, сумрачно и сухо. Прохожих почти нет. Да и в окнах свет - скорее, исключение из правила. Пока иду к мосту через Фонтанку, мимо пролетает пара мощных мотоциклов, от выхлопа которых срабатывает сигнализация припаркованных машин и, казалось, дрожат стекла домов. А уже через пару минут появляется автомобиль, гул двигателя которого разрывает тишину. «Ничего себе, - думаю, - хорошее начало». Однако еще большее удивление у меня, живущего внутри квартала на тихой улице центра, вызвала картина летней ночи на Фонтанке.
Несмотря на время суток, движение по реке оказалось довольно интенсивным: каждые пять минут обязательно появлялся теплоход или катер с пассажирами. И надо сказать, они себя ничем не ограничивали. На одном из теплоходов, к примеру, гуляла свадьба: музыка гремела над всей акваторией, а разгоряченные алкоголем голоса кричали «Горько!» так громко, как могли. На другом, похоже, веселилась большая мужская компания, которая при общении «без галстуков» не стеснялась в непарламентских выражениях: им явно было глубоко наплевать, что кто-то хочет спать. Не говоря уже про шумные голоса экскурсоводов, которые через громкоговорители пытались повернуть головы туристов направо и налево.
Все знают: жилье с видом на воду как в Петербурге, так практически и в любом городе мира ценится особо. Потому что жить с видом на Неву, Фонтанку или канал Грибоедова красиво, престижно и дорого. Однако недавно в редакцию пришло письмо, в котором одна из жительниц дома на наб. р. Фонтанки откровенно призналась, что «пять причалов туристических катеров и дискотека на воде прямо под окнами делают летом наши квартиры непригодными для полноценного проживания». И высказала мнение о том, что «город получает средства от аренды причалов, предприниматели - доход, а жители набережных - постоянный стресс и ухудшение качества жизни». И, побывав ночью на Фонтанке, не могу не согласиться: тишиной там чаще всего не пахнет.
А ведь в Петербурге уже несколько лет действует закон, согласно которому с 23.00 до 7.00 запрещено шуметь, а за нарушение тишины в ночное время криками, свистом, стуком, передвижением мебели, пением, игрой на музыкальных инструментах и другими действиями нарушителю грозит штраф. Рядовому гражданину - до 4 тыс. рублей. Должностному лицу - до 10 тысяч. А организации - до 50 тыс. рублей штрафа. Причем эти штрафы действительно взимают: ежегодно на административных комиссиях в районах Петербурга их накладывают около тысячи. Однако рублем за нарушение закона «о топоте котов» наказывают все же далеко не всех.
«Однажды по причине скандала у соседей, из-за которого никак не мог заснуть, около 4.00 вызвал полицию, - делится опытом один из петербуржцев. - Приехали в 6.30. Разбудили и стали допытываться, где шум и почему я не принял мер к сохранению места преступления. Пришлось писать объяснительную. Понял, что вызывать больше не буду».
Не зря в свое время один из депутатов Законодательного собрания Петербурга предупреждал, что возлагать всю ответственность на полицейских по вынесению этих штрафов нереально, ибо они заняты более сложными и тяжкими правонарушениями. И предлагал существенно расширить список тех людей, которые имеют право составлять протоколы о нарушениях тишины.
Одно дело, если речь идет о пьяном соседе, который у тебя за стеной и ночью уходить никуда не собирается, поэтому привлечь к ответственности его еще можно. А если это непрерывно движущиеся катер или мотоцикл? К тому же еще нужно доказать, что льющаяся с его палубы музыка или выхлоп из трубы превышают допустимые значения. И составить соответствующий протокол о правонарушении, на основании которого как раз и можно наложить штраф. Увы, но чаще всего мобильные нарушители (включая и тех, кто перемещается по воде) остаются безнаказанными.
Что предлагают жильцы домов, страдающие в Петербурге от ночного шума? Во-первых, обязать тех, кто организует экскурсии по воде ночью, использовать для их трансляции индивидуальные аудиогиды, аналогичные применяемым на суше. Во-вторых, жестко спрашивать с нарушителей в соответствии с законом. «Если человек будет понимать, что наказание неотвратимо, вряд ли он пойдет на нарушение», - считают петербуржцы. И, конечно, полагают нужным упростить процедуру оформления «звукового» нарушения: по мнению горожан, для этого должно быть достаточно заявления и, к примеру, видеозаписи, по которой можно четко идентифицировать нарушителя. Остается только сделать так, чтобы право на это имел достаточно широкий круг лиц.
Комментарии