Без QR-кода – никуда! В Петербурге вступили в силу новые ограничения

Новогодние каникулы в Северной столице прошли под знаком QR-кодов, подтверждающих вакцинацию или перенесенное заболевание COVID-19. Теперь без этих цифровых квадратиков в городе нельзя ни в кафе посидеть, ни смеситель в магазине выбрать. Судя по переполненным кафе и магазинам, у множества петербуржцев и гостей города заветные коды имеются, однако не все так просто…

Без QR-кода – никуда! В Петербурге вступили в силу новые ограничения | ФОтО Семена АНтОНОВА/тАСС

ФОтО Семена АНтОНОВА/тАСС

Контроль под контролем?

Напомним, в музеях, спорткомплексах и фитнес-центрах ковид-паспорта стали обязательными еще в нояб­ре, а вот «день икс» для ресторанов и непродовольственных магазинов дважды переносили – сначала с 1 на 27 декабря, а затем и на 2 января. Все-таки людей под Новый год благоразумно решили не тревожить.

В январе же антиковидные ограничения на праздничную активность петербуржцев и гостей города особенно не повлияли. Народ самозабвенно гулял и в центре города, и в «спальных» районах, послушно демонстрируя в местах требования заветные QR-коды. Впрочем, солидную часть этой активной аудитории составили туристы, которые заблаговременно подготовили все необходимые документы. 

Довольны положением дел и влас­ти. В первые дни нововведений сотрудники городского комитета по контролю за имуществом (ККИ) и комитета по промышленной политике, инновациям и торговле провели рейды по магазинам, ресторанам и предприятиям сферы услуг на соблюдение антиковидных требований. Согласно их официальным отчетам, «ситуация находится под контролем», большинство предпринимателей и петербуржцев к вводимым мерам «отнеслись ответственно». 

На самом же деле, конечно, все не так гладко.

«Желаем вам банкротства!»

— Ваш QR-код, пожалуйста!

— Что? У меня нет…

— Без QR-кода не обслуживаем.

Это один из самых популярных диалогов, который в начале 2022 года повторялся у дверей многочисленных заведений общепита, розничной торговли и культурных организаций Северной столицы.  

«Предъявляем QR-коды!» — зычно оповещает длиннющую очередь словно появившаяся из советского прошлого тетенька в дверях пышечной на Конюшенной. Граждане дружно протягивают ей свои смартфоны. Она без всякого считывающего устройства бросает на экраны мимолетный взгляд и пропускает. 

В соседней кофейне у девушки в момент проверки QR-кода  выключается телефон. Поверяющий молодой человек, махнув рукой, пропускает ее в торговый зал, показывая столик рядом с розеткой, необходимой для реанимации гаджета. 

На входе в крытое помещение рождественской ярмарки в окрестностях Манежной площади компания студентов честно признается охране, что прививки пока не сделали. 

— Вам есть 18 лет? — уточняют охранники.

— Есть. 

— Значит, пройти нельзя. 

— А если скажем, что нет, пропустите? 

— Ну говорите!

В результате бородатые недоросли под дружный хохот становятся частью веселой праздничной толпы. Понятно, что при такой «строгой» проверке недовольства народа можно избежать. Вот только и смысла в системе ковид-паспортов никакого нет, если их никто толком не проверяет.

Но есть и обратные примеры. Вот, например, у пиццерии переминаются с ноги на ногу туристы из Белоруссии. Их не пускают даже в туалет, потому что действие ПЦР-тестов закончилось утром в 8.30, а на часах уже полдень. 

Больше всего скандалов и обид на тему цифровой пропускной системы было зафиксировано в магазинах.  

«Такого количества гадостей в свой адрес от людей я не видела за всю свою жизнь, — не может сдержать слез девушка, которая проверяла антиковидные документы на входе в детский магазин. — Я не предполагала, что беременные женщины могут так материться».  

К слову, единых правил организации торговли с QR-кодами в магазинах нет. В одни торговые заведения не пускают уже на входе. В другие можно заходить даже без масок, гулять по торговому залу и мерить наряды, а QR-код предъявить только на кассе. Результатом такой схемы в одном из магазинов товаров для дома стала истерика раздраженной дамы, которая метнула наполненную товаром корзину в кассиршу. 

Другая покупательница, вмес­то того чтобы истерить, уверенно предъявила код своей подруги и… это сработало. Третья отправила на кассу десятилетнего сына.  

Петербургские пользователи соцсетей уже создали  страничку с обновляемым «черным» списком добросовестных магазинов, в которые не пускают посетителей без QR-кодов. Ковид-диссиденты призывают к бойкоту таких заведений. Вот только покупать в этом случае будет почти негде, если не считать интернет-магазинов, — в списке почти все ведущие торговые сети города. 

«У меня сломался смеситель, — делится в соцсети на страничке  крупного магазина товаров для дома петербурженка Елена Князева. — Так как QR-кода у меня нет, в ваш магазин меня не пустили. Так и прошло мое Рождество со сломанным унитазом и соответствующими ароматами и прочими неудобствами. Теперь я никогда не приду за покупками в магазины вашей сети и даже через Интернет ничего заказывать у вас не буду. Желаю вам мизерных выручек и банкротства».

Во всем виноваты официанты

Представители розничных сетей терпеливо отвечают недовольным, говорят о приоритете здоровья граждан и общественной безопасности, но успокаивает это далеко не всех. Между тем попавшие под огонь критики компании всего лишь соблюдают закон.

«К сожалению, крайним во всей этой истории остается бизнес, — констатирует председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. — Весь негатив выливается на нас, потому что люди считают, что QR-коды и прочие ограничения вводят именно кинотеатры, рестораны или магазины».

«Рестораторам не плевать на эпидемиологическую обстановку и жизни людей, они не голосуют за повсеместную отмену QR-кодов, — говорит петербургский ресторатор Максим Жуков. — Но в отличие от Европы в России запретительные меры работают плохо, наши люди автоматически пытаются ограничения обойти. Это особенности ментальности русских людей. В нашем случае нужно создавать такие законодательные условия, чтобы люди сами хотели идти вакцинироваться».

На самом деле с подобными утверждениями можно поспорить. Ограничения пытаются обойти везде — и в Европе, и в США, и в России. И эффект от ковид-паспортов везде есть — у нас ведь кампания вакцинации набрала ход во второй половине осени, когда и было объявлено об ограничениях. 

15 тысяч — за место на нарах? 

Пока представители добросовестного малого бизнеса пытаются выстроить конструктивный диалог с чиновниками, а народные борцы за «свободу» воюют с официантами и кассирами, в соцсетях появляются нагло-наивные сообщения следующего содержания: 

«Ребят, нужна помощь. Одна чудесная знакомая девушка хочет сходить на важную для нее встречу в Питере. Но не может. Потому что QR-код. Делать прививку она не хочет. Может, у кого-то есть информация, где можно сделать QR?».

Не под запись многие признаются, что уже пользуются купленным кодом. И если в начале 2021 года фальшивый документ о вакцинации можно было купить за пять тысяч, то сейчас ценник поднялся до пятнадцати тысяч и получить его сложнее.

Но самое главное, что с выплатой суммы проблемы не заканчиваются. Даже если покупатель кода не наткнется на мошенников и получит «настоящий» код, афера может вскрыться затем в результате какой-нибудь  проверки. А ведь подделка документов — это, на секундочку, уголовное преступление. Заплатить 15 тысяч за место на нарах, мягко говоря, не самая лучшая сделка.

Между тем петербургские «безкуарщики» во время новогодних каникул не так уж сильно страдали, ведь их с распростертыми объятиями ждала Ленобласть со значительно более либеральным «паспортным» режимом. В праздничные дни в областных торговых комплексах и на загородных лыжных курортах наблюдался небывалый аншлаг.

Не берусь судить, какой из регионов выбрал более правильную стратегию в этом вопросе. Но сам факт, что практически на одной территории действуют столь разные правила, находится за гранью здравого смысла. И это лишь увеличило напряженность и непонимание...

#коронавирус #заболевания #QR-коды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7084) от 10.01.2022 под заголовком «С новым кодом!».


Комментарии