Бастион дамбы сдержал натиск

Кронштадтские форты перед этим неприятелем были бессильны: он прорывался к Петербургу без грохота пушек и уходил, нанеся ему страшный урон.

Бастион дамбы сдержал натиск | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вот и теперь беда близко, но бастион, появившийся рядом с фортами, отражает натиск воды, смыкая стальные полукружья, как гигантские руки... Так действует плавучий затвор на Комплексе защитных сооружений (КЗС), где недавно прошли его очередные испытания. За семь лет своего существования дамба предотвратила четырнадцать наводнений, последнее из которых могло произойти в рождественские дни этого года.

Французский инженер Пьер-Доминик Базен прославился на русской службе тем, что сооружал в Северной столице мосты, проектировал здания и обустроил Обводный канал. И уж точно заслужил, чтобы на одной из петербургских площадей, уходившей под невскую воду, ему воздвигли памятник. Ведь именно он после самого губительного в истории города наводнения 1824 года, описанного в пушкинской поэме, подсказал, как спасти его от таких катастроф.

Едва ли не первым Базен разгадал природу этого стихийного бедствия, поняв, что виной всему балтийская нагонная волна, которая при яростном ветре «перешагивает» через мелководную Невскую губу и заставляет выходить из берегов городские каналы и реки. Он решил, что в море нужно построить дамбу, но, как это бывает, опередил свое время. Выполнить его дерзкий замысел не позволили средства, а главное - проект в ту пору был технически неосуществим.

К этой идее вернулись только через полтора с лишним века. Документацию КЗС разрабатывали ленинградские проектировщики, а самые значительные элементы судопропускного сооружения С-1 изготавливали на Кировском заводе и в Ленобласти - на Выборгском судостроительном. Правда, проект пришлось осовременить, применив автоматику и программное обеспечение, когда после 15-летнего перерыва работы по возведению дамбы были возобновлены.

Петербургский КЗС ввели в эксплуатацию в августе 2011 года, когда детищу Петра Великого исполнилось 308 лет, и к тому времени, по удивительному совпадению, было зафиксировано ровно столько же случаев высокого поднятия невской воды. Завершили строительство как нельзя вовремя: в ноябре того же года на море обрушился шторм «Святой Патрик», и новое гидротехническое сооружение спасло город от еще одного катастрофического наводнения, ущерб от которого составил бы 235 млрд рублей...

Сотрудники дирекции КЗС рассказали об этом, пригласив журналистов на испытания технологических систем С-1. В состав всего комплекса входят одиннадцать дамб, скоростная автотрасса длиной 25,4 км, шесть водопропускных сооружений, через которые циркулирует вода, и два судопропускных: одно небольшое (С-2), через него проплывают яхты и речные маломерные суда, а другое предназначено для пассажирских паромов, грузовых судов и морских лайнеров водоизмещением до 90 тыс. тонн.

Вот эти «ворота» и нуждаются в межсезонной проверке, проводимой дважды в год для улучшения работы всех важных систем и механизмов. Причем наблюдать за испытаниями лучше с борта небольшого теплохода «Рипербан», отплыв от насыпной площадки, ставшей продолжением острова Котлин, ближе к фортам. В том месте, где цепь каменно-земляных дамб разрывается, а автотрасса ныряет под дно (там проходит единственный в России морской подводный тоннель), через образовавшийся канал по кронштадтскому фарватеру суда направляются в порт Петербурга.

«Мы имитируем ситуацию, возникающую при угрозе наводнения, - говорит Игорь Полищук, заместитель руководителя дирекции КЗС. - Видите два огромных плавучих затвора слева и справа от канала? Это батопорты, в переводе с французского «судно-дверь», - самая сложная конструкция, благодаря которой появляется неприступный для нагонной волны барьер».

По тревожному сигналу доковые ворота открываются и створки затворов, закрепленные с помощью шаровых опор на могучей раме, выводят в акваторию тягачи, напоминающие локомотивы (они и передвигаются по рельсам). Доковые камеры заполняются забортной водой и, как подводные лодки, уходят на 16-метровую глубину, на самое дно (С-2 снабжено другим механизмом).

На все это уходит не больше 45 минут, что кажется невероятным, принимая во внимание колоссальные размеры затворов - 122 метра в длину и 23,5 в высоту. В результате стальная крепость, выросшая над водой почти на пять метров, начинает сдерживать натиск стихии, если все это происходит при реальном наводнении. А подошедшие к Кронштадту суда пережидают непогоду, встав на якорь.

«Тот же принцип использовали на своем сооружении и голландцы, хотя там другая шаровая опора, затворы побольше и привод работает совершенно иначе, - пояснил Полищук. - Но такого, чтобы многофункциональная дамба служила еще скоростной магистралью и имела водопропускные объекты, как у нас, нет нигде в мире».

Важно только вовремя запустить это чудо инженерной мысли. Росгидромет предупреждает о возможном наводнении за 60 часов, при этом стоит учитывать и прогноз Шведского института гидрологии и метеорологии, который имеет на Балтике густую сеть датчиков. Информация загружается в доступную специалистам систему предупреждения угрозы наводнения, и на основе данных о силе ветра, времени прихода «длинной» волны и ее высоте эмчеэсовцы (Центр управления в кризисных ситуациях петербургского МЧС) решают, нажимать ли на «пружины» батопортов.

Но закрывать КЗС можно только на 48 часов. Иначе невская вода, которой перекрыли дорогу в залив, начнет подниматься со скоростью примерно 4 см в час и затапливать отдельные части центральных районов (критическая отметка при подъеме воды - 1,6 метра). Чтобы такого не случилось, приходится время от времени выпускать эту воду в Финский залив.

В декабре 2015 года, когда разбушевался ураган «Десмонд», затворы КЗС раздвигались и смыкались семь раз и в общей сложности защитный комплекс оказался закрыт на 40 часов. Это было максимально большое для него время. Но по мере появления новых насыпных островов для строительства жилья акватория Невской губы становится меньше, а значит, сокращается время перекрытия дамбы.

Пока ситуация не критична, считает генеральный директор КЗС Борис Дайтер, но можно подойти к опасной черте. Выяснить, как намывные территории влияют на эффективность работы таких сооружений, подготовив попутно карту глубин и течений в Маркизовой луже, взялись сотрудники Северо-Западного управления Росгидромета, победившего в конкурсе на проведение таких исследований. 

Материал был опубликован в газете под № 108 (6217) от 20.06.2018 под заголовком «Бастион держит натиск».

#дамба #погода #наводнения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (6217) от 20.06.2018.


Комментарии