Как в Петербурге управляют светом

Как в Петербурге управляют светом | Фото: Дмитрий Соколов

Фото: Дмитрий Соколов

Огромных размеров монитор напоминает листок из школьной тетради: почти весь экран покрыт множеством клеток, а рядом с ними появляются мудреные знаки. Эти письмена - своего рода дневник улично-дворового освещения Петербурга, прочесть который во всем городе способны лишь несколько человек, сотрудников диспетчерской службы «Ленсвета». Не так давно из арендованных помещений они переехали в головной офис предприятия, находящийся на набережной канала Грибоедова, получив обновленную систему связи. Так что держать руку на пульсе этого масштабного «светлого» хозяйства им стало удобнее.

Кроме громадного, почти от окна до стены, монитора на принадлежность к центру управления наружным освещением Петербурга ничего тут, откровенно говоря, не указывает. Типичная кабинетная обстановка: служебные журналы, компьютеры на рабочих столах. Даже не скажешь, что здесь находится «мозг», реагирующий на изменчивую электротехническую ситуацию во всем мегаполисе.

Сложная электронная начинка диспетчерской скрыта от глаз. Скажем, пульт индивидуального управления (ПИУ), с помощью которого при крупных авариях в энергосистеме можно «дирижировать» осветительными установками в ручном режиме (такие происшествия, к счастью, крайне редки). Бесчисленные провода тоже прячутся за обшивкой. А в этом зале, куда представители службы переехали, их стало значительно больше: умельцы из «Ростелекома» проложили здесь дополнительно триста пар медного кабеля.

Со всех концов города информация об освещении и архитектурно-художественной подсветке городских объектов стекается сюда по разным каналам связи: беспроводные линии, оптоволокно, кабельные нити. Доля беспроводной GSM-связи, дублирующая проводную, не так уж мала, около 50%, но вряд ли существенно вырастет. С точки зрения безопасности она считается более уязвимой (ведь радиосигнал можно заглушить) и менее надежной по сравнению с кабельной - особенно при массовых мероприятиях, когда радиосвязь перегружена. А надежность - основа основ работы «Ленсвета».

Диспетчер видит на мониторе данные, поступающие с головных пунктов включения, которых в городе больше двухсот, поясняет главный инженер этого предприятия Виталий Смирнов. И каждая такая установка связана с пунктами энергопитания, обеспечивая каскадный запуск систем освещения. Автоматика все их, конечно же, контролирует, но без человеческого участия не обойтись: специалиста «железо» тут не заменит. Во-первых, приходится учитывать шаткую долготу светового дня в Петербурге. Во-вторых, в работе умных приборов, командующих светом, неизбежны погрешности, к тому же датчик может запылиться и потерять чувствительность. Поэтому одобренный график включения-выключения электрического освещения (а утверждает его правительство города) диспетчер вправе «подвинуть» от пяти минут до получаса.

Автоматизированная система управления наружным освещением (АСУНО) «Аврора» - к слову, питерская разработка - отслеживает состояние электрических сетей и сигнализирует о неполадках: короткое замыкание, сбои в напряжении, несанкционированное подключение к сетям и др. Эти оперативные сведения высвечиваются на большом экране в виде особых знаков - красное подчеркивание, квадратики разного цвета.

Но только диспетчер способен принять решение: по каким адресам срочно отправить «скорую помощь» электриков, чтобы голый провод, например, не лежал на земле и чтобы жители не оставались надолго без света. Причем на одной из жидкокристаллических панелей монитора видны пути передвижения аварийных бригад, подключенных к навигационной системе ГЛОНАСС. А другая, по соседству, показывает карту осадков в разных частях города.

Знать погодные условия диспетчеру нужно не из праздного любопытства. Энергосети непогоду не любят: при шквалистом ветре на провода начинают падать ветки деревьев, вызывая короткое замыкание. И если диспетчер за смену «разруливает» обычно 15 - 20 технологических нарушений, то в бурю их может произойти в два-три раза больше, а смена длится целые сутки.

«Во время дежурства нужна предельная сосредоточенность, - говорит старший диспетчер Наталья Красильникова. - В огромном городе, где живут больше людей, чем в соседней Финляндии, случается всякое, и, несмотря на электронику, много информации надо держать в голове».

Здание на Большой Морской улице, которое диспетчерский «штаб» предприятия обживал десятилетиями, пришлось оставить: помещение передали музейно-выставочному центру «Росфото». Подстегнул ли переезд, подготовка к которому заняла полгода, совершенствование АСУНО и других систем управления? Пожалуй, отчасти, говорят ленсветовцы: модернизация в их деле нужна постоянная.

Можно предположить, что в исторических районах Петербурга проблем с освещением больше. В действительности же «спальные» районы, где больше скверов, прогулочных зон и спортивных площадок, испытывают серьезные нагрузки на сети и перебои происходят там чаще, отмечает Наталья Красильникова. Плюс человеческий фактор: ребятня забавляется, закидывая на провода башмаки, а аварийщикам - лишняя работа.

Впрочем, число аварийных отключений в Петербурге снижается - где-то на 100 - 150 в год, а количество освещенных стараниями энергетиков объектов при этом увеличивается: за последние пять лет число уличных светильников выросло на 56 тыс. единиц (сегодня их на обслуживании 267 тысяч).

Но в сферу деятельности предприятия войдут скоро и пригороды, которые обслуживало «Ленэнерго»: процесс этот сдвинулся с мертвой точки и завершится, очевидно, к концу года. По словам Виталия Смирнова, износ сетей там высок, как показала инвентаризация, а световое хозяйство требует замены и капремонта.

Материал был опубликован в газете под № 117 (6226) от 03.07.2018 под заголовком «Аврора» выручит в бурю».

#энергосистема #освещение #диспетчер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (6226) от 03.07.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...

Чем дышат Коломяги
10 Декабря 2014

Чем дышат Коломяги

Два асфальтобетонных завода (АБЗ), мебельное производство и другие не озонирующие атмосферу предприятия  расположились в Коломягах посреди жилых кварталов.