Арт-ярмарка «Понаехали!» не вызвала интереса у жителей Петербурга

В субботу, в первый рабочий день арт-ярмарки «Понаехали!» в «Экспофоруме», художников и галеристов на ней было больше, чем посетителей. Шансы, что в будни народу прибавится, минимальны. «Санкт-Петербургские ведомости» предлагают свою версию этой неудачи.

Арт-ярмарка «Понаехали!» не вызвала интереса у жителей Петербурга | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Главная причина малолюдности ярмарки видится в сочетании двух отрицательных факторов - стоимости входного билета и удаленности «Экспофорума» от центра Петербурга. Цена - 400 рублей (для пенсионеров - 200 рублей) представляется для петербуржцев завышенной. Особенно если учесть, что организатор - «Пермская ярмарка» - заявил о демократичности цен на искусство: от одной тысячи рублей. В то же время, по информации от участников, арендная плата за стенд символическая - около 25 тысяч рублей за 6 кв. метров на 9 дней. Это в разы меньше, чем в Москве.

Выход напрашивается: надо было сделать аренду дороже, а билет удешевить до 50 рублей (бесплатность, как правило, привлекает совершенно случайную публику).

«Экспофорум», безусловно, комфортная, по-современному оборудованная площадка. Но без метро или для тех, у кого нет собственного автомобиля, она остается труднодоступной. Многие, кого мы спрашивали, собираются ли они на ярмарку, говорили: «Еще в «Ленэкспо» поехали бы, в Шушары - далеко».

Другая причина - и об этом уже много написано в соцсетях - содержание продаваемого. На рекламных постерах значится «Ярмарка изобразительного искусства». Тогда почему там торгуют сумками, календарями, ножами, какими-то плакатиками? «Сувенирка» в виде кукол, фарфоровых статуэток, резьбы по дереву и прочего на подобных ярмарках возможна. Но не в таком же количестве.

Что до живописи, то в глаза бросается обилие изображений знойных девушек разной степени неодетости и пейзажей разной степени неумелости. На этом фоне суховатые виды Петербурга академистов Сергея Леховича и Анны Филиповской выглядят свежо, а ироничные скульптуры Федора Крушельницкого - как эталон. Уже не говоря о военных рисунках советского классика Анатолия Яр-Кравченко. Кстати, их, судя по надписи над стендом, привезли из Благовещенска - родного города художника.

Вряд ли что-то добавил ярмарке дизайн пермских художников Ирэны Якутис и Максима Шихова в виде бесконечных красных картонных чемоданов, надо понимать, символа «Понаехали!», и геометричных красных «человечков». Расставленные по всему павильону, они сильно напоминают работы Андрея Люблинского, который выставлял своих «человечков» в общественных пространствах именно Перми. Следовательно, авторы сознательно идут на повтор.

Самым интересным на ярмарке оказался раздел «200 видов Невского». Он создан по итогам недавнего пленэра с участием 200 художников, о нем наша газета сообщала. Получился коллективный портрет проспекта, мрачноватого и одновременно дружелюбного. Художники скромно признаются в любви к городу, в котором живут.

Любители искусства со стажем помнят, что подобные ярмарки в Петербурге проводились лет пятнадцать назад. Но это вовсе не означает невостребованности подобных событий у публики. Однако устраивать их надо в центре города, с минимальной входной платой и с отбором участников. В любом случае спасибо пермякам, что напомнили об этом.

«Понаехали!» работает по 23 февраля.

#ярмарка #искусство #Экспофорум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6626) от 17.02.2020 под заголовком «Понаехали, но не доехали».


Комментарии