«Будущее существует». В «Манеже» открывается выставка о кинетическом искусстве в России

14 февраля в ЦВЗ «Манеж» открывается выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» - около 400 произведений 80 художников в основном 1960 - 1970-х годов из собрания Третьяковской галереи, других российских музеев и самих авторов. О чем этот проект - «Санкт-Петербургские ведомости» спросили Анну КОЛЕЙЧУК, одного из кураторов выставки.

«Будущее существует». В «Манеже» открывается выставка о кинетическом искусстве в России | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Что такое кинетическое искусство?

- Мой отец Вячеслав Колейчук, стоявший в начале 1960-х годов у истоков кинетического искусства, или кинетизма, определял его как вид художественного творчества, в основе которого лежит движение формы - причем не только физическое перемещение. Под движением он понимал использование освещения объектов, звука, цветомузыки. Как бы сейчас сказали, это междисциплинарное искусство.

Мы разыскали цветомузыкальное панно ленинградского художника Августа Ланина. Оно отреставрировано специально для выставки. Ланин, например, «переводил» «Аппассионату» Бетховена на язык цвета.

- Прародителем кинетизма часто называют Владимира Татлина с его проектом памятника Третьему интернационалу, где внутри монумента должны были двигаться светящиеся объемы. Это так?

- Проект Татлина важен для кинетистов, но они вели отсчет от более ранней работы Наума Габо «Кинетическая конструкция» (1919), где вибрирующий стальной стержень создавал эффект объема.

- В книге «Кинетизм в России» процитирована программная статья художника Льва Нусберга о том, что это новое искусство, призванное создавать красоту и гармонию, противостоять хаосу жизни. Разве в этом не было противоречия магистральному направлению искусства ХХ века - как зеркала современного общества со всеми его пороками?

- Конечно, было. Группа «Движение», объединившая первых кинетистов, возникла вскоре после полета Юрия Гагарина на фоне самых оптимистичных общественных настроений. На мой взгляд, Нусберг был, скорее, урбанистом, создавал объекты для будущей среды обитания. А Колейчук настаивал на том, что его объекты должны побуждать человека создавать гармонию внутри себя.

- Насколько группа «Движение» была знакома с мировым кинетическим искусством?

- Недавно я узнала, что первые контакты кинетистов были с чешскими единомышленниками, и, конечно, во время оттепели стало возможным узнать про Жана Тенгели, Александра Кольдера и других художников этого направления.

- В 2017 году в Музее истории Петербурга состоялась выставка «Праздничное оформление Петрограда - Ленинграда. 1918 - 1987». Там были показаны фотографии объектов «Химия» и «Физика», созданных «Движением» в 1967 году к 50-летию советской власти для улиц Ленинграда. Как москвичи сюда попали?

- Нусберг был, говоря современным языком, активным арт-менеджером, продвигал группу, был знаком с комсомольскими лидерами. Так москвичи получили заказ в Ленинграде.

- Потом государство быстро охладело к этому виду оптимистичного искусства. Но разве строители нового мира не вписывались в советскую парадигму?

- С одной стороны, «Движение» быстро распалось. Художники по отдельности не могли так активно себя продвигать. С другой - пафос освоения космоса сошел на нет, соцреализм взял реванш.

- Сейчас идеи «Движения» выглядят абсолютной утопией, красивым дизайном. В чем вы видите влияние этой группы на художников XXI века?

- Именно в том, что они видят себя продолжателями дела кинетистов. У кинетистов не было учеников, но их идеи оказались востребованы нынешними молодыми. Например, медиахудожником ::vtol:: (Дмитрием Морозовым), его объект будет показан на выставке. Новые технологии собраны на выставке в отдельный блок.

- Современные художники создают объекты, отвечающие мироустроительным идеям кинетистов?

- На мой взгляд, нет. Пока они находятся в стадии приспособления новых технологий к смыслам искусства. Технологии перевешивают художника.

- Сколько лет должно пройти, чтобы художники «перевесили» технологии?

- Это не вопрос времени, это вопрос появления звезды.

- Какую главную цель ставила перед собой кураторская команда выставки во главе с Юлией Аксеновой?

- Показать, что каждый настоящий художник - это лаборатория, поиск, направленный в будущее.

- Какие чувства и мысли должна вызвать у зрителя выставка, чтобы вы сочли ее успешной?

- Он должен почувствовать энергию поисков кинетистов. И в конечном итоге - что будущее существует.

#выставка #Манеж #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (6624) от 13.02.2020 под заголовком «Анна Колейчук: Будущее существует».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?