«Дизайн идет чуть позади». Антон Горланов - о работе над выставкой «Дейнека/Самохвалов»

В ЦВЗ «Манеж» недавно завершилась выставка «Дейнека/Самохвалов», вызвавшая большой интерес петербургской публики. Дизайном экспозиции занимался Антон Горланов, который рассказал о своей работе над этим проектом.

«Дизайн идет чуть позади». Антон Горланов - о работе над выставкой «Дейнека/Самохвалов» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Выставку «Дейнека/Самохвалов» посетили 112 тысяч человек. Эта цифра вас впечатляет?

- Да, думаю, что это большое достижение. Рад, что это произошло. И за «Манеж», и за себя. Мы верили в успех, но он превзошел наши ожидания.

- Как вы думаете, почему проект стал таким успешным?

- Совпало все. Прекрасная кураторская задумка и огромная работа, проведенная нашей выставочной командой. Главное - куратору выставки Семену Михайловскому и координатору проекта Светлане Зениной удалось собрать произведения двух художников из 37 музеев. Для выставочного зала это совершенно беспрецедентно.

- Почему?

- Когда музей предоставляет работы другому музею, он может рассчитывать (и обоснованно) на ответные шаги. «Манеж» ничего в обмен выдать не может. Повторюсь: это очень сложная, кропотливая организационная работа.

- Вы наблюдали за реакцией публики во время работы выставки?

- Да, конечно, наблюдал, и очень внимательно. Наблюдать реакцию посетителей чрезвычайно важно, это помогает понять и сделать правильные выводы об итогах своей работы.

- Что можете сказать по итогам наблюдений?

- В основном были две разные группы посетителей. Первая - профессионалы, представители музейного сообщества, чьи мнение и критические замечания мне чрезвычайно интересны. Вторая - любители, которые что-то слышали - больше про Дейнеку, меньше - про Самохвалова, видели какие-то репродукции. Многие из второй группы были убеждены, что эти художники - махровые соцреалисты. Как Герасимов или Лактионов. Но это же не так. Выставка рассказывала и об этом тоже. И люди, надеюсь, нас поняли.

- А выставку соцреалистов вы бы стали делать? Для постсоветских поколений это уже терра инкогнита...

- Приглашение работать над проектом «Дейнека/Самохвалов» было для меня фантастическим. С детства любил работы Самохвалова, в меньшей степени - Дейнеки. Что касается соцреалистов, они очень разные. Для меня важно, кто будет делать такой проект, как он будет придуман, работы каких именно художников войдут в состав выставки и так далее.

- Много было обсуждений светового решения «Дейнеки/Самохвалова». Жаловались на недостаток света. Кому-то ближе прожектора, другим - ровная «заливка». Что определило в данном случае выбор прожекторного варианта?

- Мне больше всего нравится компромиссный вариант, более сбалансированный в соотношении свето-теневых сочетаний. К сожалению, не весь задуманный световой дизайн удалось реализовать. Хотя из одного большого музея мне недавно звонили и спрашивали, какие модели светильников я использовал.

- И что вы ответили?

- Пригласите меня сделать выставку, тогда все узнаете. А моя мечта - поработать с Русским музеем. Я люблю русское искусство.

- Кого из художников именно?

- Это большой список, особенно начало XX века.

- А что все же не удалось в дизайне выставки «Дейнека/Самохвалов»?

- На мой взгляд, освещение сектора «Спорт» было слишком драматичным.

- Вы работали над дизайном один?

- Конечно же, нет, это была большая коллективная работа. Например, графическим дизайном и каталогом занимались Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева. Работать над блоком видеомузыкальной части я пригласил коллектив 2BLK.

Структура выставки - диалог двух авторов. А еще надо было совместить выставку с программой Культурного форума. И тогда появилась трибуна. Она использовалась во время работы выставки для лекций.

Важный момент - как войти в советское время. Был придуман проход зрителя под трибуной, и, внезапно оказавшись «на стадионе», зритель смотрит видео, как на экране настоящего стадиона. Это получасовая советская хроника по всем темам выставки, которую можно смотреть с любого места. Звуковой ряд - музыка специально записанная. В своей основе это тема Сергея Прокофьева «Утро», но переигранная и сильно замедленная, чтобы зритель «провалился» в спокойное и одновременно сосредоточенно-созерцательное состояние, необходимое для просмотра экспозиции.

- Чем эта работа отличалась от вашей предыдущей выставки в том же зале «Христос в темнице»?

- «Дейнека/Самохвалов» - это все-таки музейная выставка, а «Христос в темнице» - это тотальная инсталляция, 33 объекта на 4,5 тысячи метров. Была цель показать нынешней молодой публике совершенно неизвестную ей «Пермскую» деревянную скульптуру через эмоциональное переживание.

- Общий вопрос - про выставочный дизайн. Он существует как система сложившихся представлений: это можно, это нельзя, это хорошо, это плохо?

- Такой дизайн существует. Но нет общих рецептов, дизайн идет чуть позади кураторской работы. Все начинается с идеи выставки, ее месседжа, потом куратор подбирает контент. И только тогда начинается работа дизайнера.

Публика избалована (перегружена) визуальной информацией. Она приходит на выставку, чтобы получить удовольствие. И моя задача - предоставить ей такую возможность.

- А дизайнеров вашего профиля вузы готовят?

- Не знаю, как дело обстоит на данный момент. Довольно часто выставочным дизайном занимаются архитекторы, как я, и люди других профессий, которые пришли за счет собственного стремления и опыта. Хотя появились частные вузы, которые готовят, например, декораторов.

- Вы пришли к выставочному дизайну через архитектуру?

- Учился на архитектурном факультете в Академии художеств. Художественные выставки интересовали меня всегда. Первый художественный проект, в котором я принял участие, - «Ботаника и архитектура», мифологическая история о происхождении коринфского ордера. Состоялся в 2000 году в Ботаническом саду.

- Вы сейчас занимаетесь архитектурным проектированием?

- Конечно. Параллельно занимаюсь и выставочным, и архитектурным дизайном. Громадные здания меня не увлекают. Проектирую то, что самому интересно. У меня есть опыт международной работы. В России, к сожалению, работал только в двух столицах. Предпочитаю каждый раз подбирать команду из нескольких человек под конкретный проект.

- Ваше отношение к современной архитектуре?

- На 99 процентов это конструктор, строительные технологии, быстрое возведение зданий, получение максимальной прибыли. Совершенно коммерческая вещь, которая двигается в сторону упрощений.

- А «звездная» архитектура?

- Мне близки работы Дэвида Чипперфилда. Например, недавняя реконструкция берлинских музеев на Музейном острове.

- А может быть так: дизайн ресторана плохой, а кухня - хорошая?

- Может. Как может быть и наоборот. Люблю рестораны, где нет дизайна, зато вкусно кормят.

- Вы разделяете мнение, что любая выставка должна стать спектаклем? «Дейнека/Самохвалов» из их числа?

- У выставки был сценарий, но это не спектакль. В ней нет актеров. Хотя, конечно, театральные спектакли и выставки сближаются.

Манежный проект «Хранить вечно» к 100-летию пригородных музеев-заповедников, где все было нанизано на голос Алисы Фрейндлих, - это спектакль. Но театр - это место, где действие делают люди.

В случае «Дейнеки/Самохвалова» такого не требовалось совершенно. Хотя подобные затеи были. Но, к счастью, мы вовремя от них отказались.

- Где вы подпитываете свое вдохновение - кино, театр, художественная литература?

- Считаю важным наблюдать за тем, что делается в мире, например недавно смотрел выставки Дюрера в Вене, Тулуз-Лотрека в Париже... Интересуюсь театром, читаю книги, в путешествиях предпочитаю аудиоверсии. Из последнего - с удовольствием несколько раз прослушал «Просто Рим» Аркадия Ипполитова.

- Как вы все это успеваете?

- Не трачу время на социальные сети.

Вадим МИХАЙЛОВ

#выставка #Манеж #дизайн #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (6619) от 06.02.2020 под заголовком «Антон ГОРЛАНОВ: Дизайн идет чуть позади».


Комментарии