АБВГДейка наших зим. Сравнение уборки снега в Петербурге и Москве

Последние (будем надеяться) снегопады были прекрасны. Особенно красив - субботний. Настолько, что невольно шевельнулась предательская мыслишка: мол, ради такой красоты можно потерпеть и завалы, и ледяную корку. Хотя почему обязательно нужно делать выбор: либо зимняя красота, либо чистый ухоженный город. А нельзя ли и то и другое - и без аврала? Город не получил ответа на этот вопрос.

АБВГДейка наших зим. Сравнение уборки снега в Петербурге и Москве | Из года в год чиновники принимали по осени парады снегоуборочной техники... ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Из года в год чиновники принимали по осени парады снегоуборочной техники... ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В губернском городе S


«Санкт-Петербургские ведомости» трудно заподозрить в низкопоклонстве перед столицей. Мы, как и все петербуржцы, в глубине души уверены, что наш город лучше, краше, круче, утонченнее Москвы. Но петербуржцы, побывавшие нынешней зимой в столице, возвращались ошарашенными:

- Понимаешь, там чисто, там снега нет, как будто над городом раскрыли зонтик... Нет, он, конечно, есть. Но на дорогах и тротуарах его нет!

Москвичи рассказали (без особых профессиональных подробностей), как именно все происходило. Накануне зимы в столице появились 5620 ярко-оранжевых контейнеров с аварийным запасом противогололедной смеси (примерно по одному на каждые 500 кв. метров городской территории). Установили там, где они всем были видны: около остановок общественного транспорта, у объектов социальной сферы, на людных пешеходных зонах. И за каждой такой точкой была закреплена бригада ручной уборки, которая «нарезала круги» по своей территории. В течение всего рабочего дня (иногда и за его пределами) люди следили за чистотой, отвечали за отсутствие льда на тротуарах и за пополнение содержимого «своего» контейнера.

Кроме того, разумеется, по улицам ходила уборочная техника. Столичные и петербургские нормативы уборки сравнивать трудно. В московских правилах все сказано по-простецки: МКАД и прочие супердороги должны быть обработаны противогололедными материалами в течение часа после завершения снегопада, а очищены - в течение двух часов; прочая территория обрабатывается в течение двух часов, полностью очищается - за три. А если снегопад сильный и затяжной, то город начинают чистить, как только выпало 5 см снега. Еще столько же выпало - снова чистят.

В Петербурге правила (утверждены они в 2017 году) несколько более изысканные, а потому не слишком понятные. У нас «сгребание и сметание снега плужно-щеточными снегоочистителями» должно происходить в течение четырех часов на дорогах категории «А», пяти часов - категории «Б», шести часов - категории «В». Вот только (по большому секрету) в адресной программе зимней уборки-2018/19 вообще нет дорог «А». Даже Невский с Московским - это «Б». Зато есть категория «Г» и даже «Д», о которых в технологическом регламенте вовсе не упомянуто. Как будто их и нет.

Не слишком ясно, как именно должна происходить уборка при непрерывном многочасовом снегопаде. Сказано лишь, что снегу нельзя давать слеживаться, а потому его надлежит сметать и счищать (как будто это и так непонятно). В технологическом регламенте упомянуты операции, которые надлежит производить при той или иной интенсивности снегопада: 0,5 - 1,0 мм в час, более 3 мм в час...

Очень специфично и трудно проверяемо для горожан. Какая интенсивность была у прекрасного снегопада в минувшие выходные? Наверное, многие скажут, что за час выпало 3 - 4 - 5 см снега. А то и больше. И какими должны были быть действия спецпредприятий? Ответ лишь один: нужно работать, как в период чрезвычайной ситуации, по отдельному плану и распоряжениям комитета по благоустройству. Точнее и яснее никто сказать не может.

Единственное, о чем в петербургских правилах сказано ясно-понятно-внятно, это технология уборки широких магистралей колонной машин. Они должны идти одна за другой, лесенкой, на крейсерской скорости... Эту часть регламента наверняка писали под впечатлением от романа Артура Хейли «Аэропорт». Именно таким способом чистили взлетную полосу у Хейли. Романтика!

Дальше сравнивать Москву и Петербург даже страшновато.

В канун сезона на красочном параде спецтехники на Дворцовой площади горожанам обещали, что город будут чистить более 1500 разнообразных машин. А при залповых снегопадах привлекут и дополнительную технику, взяв ее в аренду. А еще обещали, что в уборке города будут задействованы почти 4 тысячи человек. Да еще около тысячи «операторов лопаты» привлекут по аутсорсингу. А снег будут возить на 11 снегоплавильных и 7 снегоприемных пунктов «Водоканала».

Нынешней зимой в Москве работают 17,6 тысячи единиц техники и 25,3 тысячи «ручников»... Помимо этого очисткой дворов занимаются еще 29 тысяч дворников... Снег вывозят на 56 стационарных и 24 мобильных снегоплавильных пункта.

После таких данных нам с нашим «ах, почти 4 тысячи работников» не поднять глаз... от ледяной корки на асфальте. Кивать на размеры Петербурга и Москвы не стоит. Наши города вполне сопоставимы по площадям. Они - официально - 255 тысяч га. Мы - 150 тысяч га. При этом на территории Москвы множество лесов. У нас они тоже имеются, но гораздо меньше. В любом случае разница менее чем вдвое, но не в шесть раз!

Где ты, хап-хап-хапуга?


В период особого снежного бедствия - в январе-феврале - журналисты «Санкт-Петербургских ведомостей» попытались было составить перечень самых проблемных улиц и дворов. Задача оказалась нерешаемой.

Вот, к примеру, какой «улов» принесло только одно поздневечернее путешествие по городу 8 февраля, как раз в промежутке между сильными снегопадами, когда прошли все нормативные сроки уборки дорог и «А», и «Б», и «В».

Проезжая часть Гражданского проспекта у станции метро «Академическая» была покрыта ледяным крошевом так, что автобусы видимо глазу виляли из стороны в сторону.

Полюстровский в середине - как будто не чистили вовсе. Но в самом начале проспекта расчистка явно производилась - на протяжении примерно 100 метров. Около огромной кучи снега «загорал» погрузчик. Очевидно, в ожидании самосвала.

Насмешила автобусная остановка на Магнитогорской улице: она была расчищена, но при этом... ни уйти с нее, ни дойти к ней было невозможно. Со всех сторон ее окружали высокие стены грязного снега. Путь был один - на проезжую часть, которая, впрочем, тоже была не расчищена.

В середине Светлановского проспекта (где-то у перекрестка с улицей Академика Байкова) погрузчик меланхолично забрасывал кучу снега в самосвал. Почему именно эту кучу, было непонятно. С обеих сторон возвышались точно такие же. Засекли время: прошло 30 минут, а он все еще возился: к куче, зачерпнуть снега в ковш, к самосвалу, поднять, опрокинуть, пристукнуть ковшом о кузов, снова к куче... Дольше смотреть на эту черепашью работу было невыносимо. Самосвал между тем оставался недогруженным. Сколько же времени нужно, чтобы таким манером наполнить 20-тонный грузовик?

При этом то тут, то там видна была техника: куда-то спешили погрузчики, хаотично носились одиночные грузовики, тракторы с навесными щетками катили куда-то вдаль. Все это создавало впечатление броуновского движения, суеты - без планов, без результатов.

У снегоплавилки на Обводном канале (Рыбинская) стояла очередь из самосвалов (более десятка). Притом что сам Обводный был густо покрыт снежной кашей.

В тот вечер душа отдохнула лишь на Октябрьской набережной, где работал лаповый погрузчик: резво «хап-хапал» грязный снежный вал и по транспортеру отправлял его в кузов грузовика, плавно едущего рядом. А сзади наготове шли еще несколько самосвалов. Их движение было четким и осмысленным. За ними оставалась чистая набережная.

Это калейдоскоп из окна автомобиля. С точки зрения пешеходов вид города был совершенно беспросветным. Довелось услышать единственный комплимент: горожане несколько раз похвалили качество очистки тротуара на проспекте Стачек у метро. И это все.

За кладбищенской оградкой


Больше всего ужасало (и продолжает ужасать) состояние центральной части города. По поводу уборки Центрального, Василеостровского, Петроградского и Адмиралтейского районов в технологическом регламенте сказано лишь, что «наличие узких открытых и закрытых тротуаров, отделенных дорожными ограждениями/зеленой зоной от дорог, на которых может осуществляться только ручная уборка, ведет к увеличению количества работников ручного труда на 21%...». Да кто бы сомневался! Рассказали бы, как предполагается действовать.

С очисткой исторической части связано несколько историй, которые не вполне красят городских чиновников предыдущего призыва. За последние 6 - 7 лет в Петербурге не сделано ничего, чтобы облегчить уход за городом: ни административно, ни физически, ни юридически. Все, что происходило, создавало все больше и больше препятствий для уборочной техники. Зачем центр с его и без того узкими улицами заставили километрами жестяных барьеров, отделяющих тротуары от проезжей части? Они имеют весьма сомнительное художественное достоинство и более похожи на кладбищенские оградки. И это в городе, избалованном ажурными решетками! Мало того что это некрасиво, так эти препоны еще и мешают всем. В том числе технике, которая моет-чистит как тротуары, так и проезжую часть.

Зачем тротуары центральных улиц замостили каменными плитами, которые мгновенно покрываются ледяной коркой? Почему оказалась свернутой программа постепенного демонтажа рекламных конструкций, мешающих движению снегоуборщиков? А главное: почему бы чиновникам открыто не обсудить эти проблемы и не признать, что вся многолетняя программа благоустройства центра, профинансированная от щедрот «Газпрома», была ошибкой? Наверняка газпромовские миллионы можно было пустить на что-то более разумное, нежели жестяные оградки.

Как тут вновь не обратиться к опыту Москвы. В течение двух предыдущих лет москвичи яростно критиковали своего мэра: «опять затеял реконструкцию центра», «зачем-то приказал снести все ларьки». Между тем правительство столицы создавало пространство, в котором кроме всего прочего появилась бы возможность применять современные технологии уборки. Создало качественную урбанистическую среду, убирая все преграды и узкие места.

Чет и нечет


Одной из причин некачественной очистки города в течение многих лет называют огромное количество автомобилей, выстроившихся (кажется, навечно!) вдоль тротуаров. Как раз в той самой «прилотковой зоне», куда и положено, по регламенту, сгребать снег. Возможно, горожане помнят, что много лет назад в правилах уборки города был пункт, предписывающий по четным дням размещать машины только на четной стороне, по нечетным - только на нечетной. Тем самым открывалась возможность беспрепятственно убирать сначала одну сторону улицы, потом другую.

Говорят, что в 2010 году городской суд Петербурга, а затем и Верховный суд РФ признали это положение незаконным и отменили принцип чет-нечет. С тех пор якобы город и мучается.

Это неправда. Вернее, не вся правда. Верховный суд действительно поддержал городской суд Петербурга, решивший, что город не обладает полномочиями устанавливать Правила дорожного движения, что эти полномочия принадлежат исключительно федеральным органам власти. И петербургские чиновники не смогли на юридическом поле защитить построенную ими самими систему. Возможно, не хватило опыта по части юридического крючкотворства. А могли бы, между прочим, подготовиться к судебному процессу должным образом, собрать армию юристов... Ведь знали же, что истцы Мацедонский и Рыжков - представители общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» - пожалуй, самые знатные специалисты города по части юридических хитросплетений. К примеру, Дмитрий Мацедонский как-то доказывал в суде, что противоправно штрафовать водителя за нахождение его транспортного средства на газоне, на детской площадке, в парке... Истец исходил из того, что слово «нахождение» происходит от глагола находить, то есть обнаруживать. И убеждал суд в том, что имеет место ущемление его прав свободно находить свою машину на газоне, так как это действо влечет за собой административное наказание. А суд добросовестно выслушивал, стенографировал и осмысливал это!

Что касается решения Верховного суда о четных и нечетных днях, то и в этом процессе львиная доля времени была посвящена... тоже словам. В правилах благоустройства говорилось о «размещении транспортных средств» на четной или на нечетной стороне. И суд сосредоточился на попытках понять, что имелось в виду. В ПДД нет никаких «мест размещения». Есть остановка (не более чем на 5 минут), стоянка (более чем на 5 минут) и есть парковка, которая совсем не процесс и не действо, а оборудованное место. Суд пришел к выводу, что правительство города, утвердившее правила, имело в виду стоянку. А про стоянку все и без того сказано в ПДД. Потому-то суд и решил, что город вышел за пределы своей компетенции.

Как бы то ни было, но прошло уже несколько лет. За это время можно было либо переформулировать свои правила, либо договориться с ГИБДД о применении общероссийских. Ведь есть же они - дорожные знаки чет и нечет. Было бы желание убедить федеральные структуры, что без подобных ограничений городу - труба.

P. S. Одного перечисленного уже хватило бы, чтобы гарантировать городу снежный плен. Так ведь это еще не все! А как быть с разделом зон ответственности управляющих компаний и специализированных уборочных предприятий? Ведь они так и не решили: кто именно и на каких условиях должен убирать тротуары старого города. А куда денешься от проблемы банкротства АО «Гражданское», которое худо-бедно обеспечивало уборку пятой части города? Между тем в залоге ныне находится более 200 единиц уборочной техники «Гражданского», которые так пригодились бы ныне на улицах города! Среди этой техники имеются и незаменимые, как теперь оказалось, лаповые погрузчики. И куда, скажите, спрятаться от темы денег? Чиновники комитета по благоустройству утверждают, что зимняя уборка была профинансирована от силы на 60%. Жилищный комитет конкретных цифр не называет, но тоже говорит - средств мало...

#уборка города #снег #Москва

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (6394) от 06.03.2019 под заголовком «АБВГДейка наших зим».


Комментарии