Зараза бьет по общепиту. Отели и рестораны Петербурга оказались под угрозой закрытия

Индустрия гостеприимства Петербурга и Москвы несет потери из-за информационного шума вокруг коронавируса. По предварительным прогнозам, предприятия общественного питания двух столиц в первом квартале нынешнего года потеряют более 30% доходов. Если ситуация не изменится, многие отели и рестораны будут вынуждены закрыться.

Зараза бьет по общепиту. Отели и рестораны Петербурга оказались под угрозой закрытия | Ослепительная чистота банкетных залов не дает гарантии от вирусов и других инфекций. ФОТО Wang Jingqing/Imago-images.de/ТАСС

Ослепительная чистота банкетных залов не дает гарантии от вирусов и других инфекций. ФОТО Wang Jingqing/Imago-images.de/ТАСС

Провальный квартал

«Традиционно февраль, март, апрель - горячее прибыльное время для ресторанного бизнеса. К этому периоду готовятся, его ждут, потому что это возможность компенсировать убытки (если они есть), заработать и даже «набрать жирка» перед маем, который у рестораторов считается «пустым» месяцем», - комментирует ситуацию общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса при аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве ресторатор Сергей Миронов.

Однако в этом году паника по поводу коронавируса подкосила и ресторанный бизнес. На данный момент спад рынка общественного питания составляет минус 30% от предполагаемой выручки.

Сначала люди перестали ходить в рестораны с восточной кухней, где посетители боялись встретить китайцев. Следующая волна накрыла площадки, ориентированные на детскую аудиторию, - стали отменять проведение детских дней рождения и праздников. Сейчас негатив докатился до остальных ресторанов.

«Люди, напуганные не всегда достоверной информацией СМИ о коронавирусе, перестают ходить в рестораны и кафе, - сетует Миронов. - В результате мы становимся заложниками ситуации и наблюдаем падение экономики отрасли по принципу домино. У каждого заведения общепита есть обязательства перед арендодателями, поставщиками продуктов, также надо оплачивать коммунальные услуги, зарплату персоналу, налоги. Где взять ресурсы, чтобы закрыть все эти счета, если ресторанные залы пустые?»

Кроме того, выросли цены на продукты первой необходимости, свежие фрукты и овощи. Ведь часть продуктов приходила из КНР. Когда китайские поставки были приостановлены, новые поставщики из других стран подняли цены.

С надеждой на футбол

В отельном бизнесе ситуация не лучше. Если пятизвездные отели и хостелы экономкласса пока работают в прежнем режиме, то в отелях «три звезды» и «четыре звезды» с большим номерным фондом заполняемость резко снизилась.

«В гостиничном бизнесе произошел отток зарубежных туристов более чем на 40 - 50%, внутренних гостей стало меньше на 30%», - подтверждает общественный уполномоченный по вопросам гостиничного бизнеса при аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве Игорь Лаврик.

Дело в том, что основную наполняемость этих отелей (до 70 - 90%) давали китайские туристы, которые при самом позитивном сценарии не вернутся раньше июня. Также отельеры сообщают о большом количестве отмен бронирования на март-апрель от европейских партнеров. В июне в Петербурге должны пройти матчи чемпионата Европы по футболу, который пока не отменяли. Однако неясно, как будут загружаться отели с учетом ситуации вокруг коронавируса.

Чтобы выжить в сложившейся ситуации, представители отрасли обратились к государству с просьбой об отсрочке по налоговым платежам за первый квартал и возможности получить кредиты с низкими ставками.

Не так страшен вирус

Рестораторы и отельеры просят не перегибать палку и оценивать ситуацию адекватно не только СМИ, но и контролирующие органы. «Сегодня в СМИ транслируется много искаженной информации. Однако, если вы хотите получать достоверные сведения по данному вопросу, стоит ориентироваться лишь на официальные сайты Роспотребнадзора и Всемирной организации здравоохранения», - порекомендовал главный санитарный врач Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Константин Кривошонок.

«Что же касается эпидемии, то в этот сезонный период эпидемиологический порог по ОРВИ и гриппу повышается каждый год, - отмечает президент ФРиО Игорь Бухаров. - Мы сталкиваемся с разного рода вспышками заболеваний ежегодно, так что все, что нам предписали контролирующие органы в связи с профилактикой коронавируса, выполняли всегда».

Сейчас в ресторанах и отелях чаще, чем обычно, делают влажную уборку, проветривают помещения, дезинфицируют поверхности. Сотрудники предприятий общественного питания делают прививки и следят за своим самочувствием, оставаясь при малейшем недомогании дома. Безусловно, рестораторы готовы и к более жестким требованиям этого сезона.

«Однако не очень понятно новое требование обязательной закупки бактерицидных ламп - ведь они действуют на бактерии, а не вирусы, а на предприятиях общественного питания есть вентиляция. Если мы будем проветривать зал с отдыхающими гостями каждый час, да еще нарядим официантов в защитные маски и перчатки, как предписывают новые нормативы, то гости просто разбегутся», - уточняют работники сегмента HoReCa (отели, рестораны, кафе).

Кто ты, маска?

«У нас уж так повелось - если человек в маске, значит, он болен, и это в какой-то степени верно. Маски обязаны носить только заболевшие, так как изначальное их предназначение - не дать носителю изделия заразить кого-либо, - подтверждает Кривошонок. - Данных о том, что при ношении маски можно избежать заражения воздушно-капельным путем, нет».

По мнению санитарного врача ФРиО, вместо того чтобы пугать россиян страшилками и устраивать очереди за масками, лучше направить силы на повышение культуры потребителей и... научить их правильно чихать - не в ладони, которыми потом здороваемся и принимаем пищу, а в локоть. А здороваться сейчас желательно не классическим рукопожатием, а по-восточному, сложив руки у груди. Кроме того, эксперт порекомендовал пользоваться качественным мылом и антисептиком с содержанием спирта, который сегодня должен быть в кармане у каждого. При этом дезинфицировать надо не только руки, но и смартфоны, являющиеся рассадником микробов.

«Рестораторы и отельеры - очень ответственные предприниматели. Они привыкли следить за безопасностью не только в условиях эпидемиологической угрозы, - заключил директор представительства ФРиО в Санкт-Петербурге Александр Марков. - На данный момент СМИ нужно прекратить распространять панику, потребителям позаботиться о личной гигиене, а рестораторам и отельерам подумать о том, как компенсировать отток гостей из Азии, к примеру, за счет привлечения туристов из Северной Европы».

#коронавирус #общепит #гостиничный бизнес #деньги #кафе и рестораны

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (6444) от 16.03.2020 под заголовком «Зараза бьет по ресторанам».


Комментарии