Экономия с подвохом. Как на самом деле устроены акции в магазинах
У каждого посетителя продуктовых сетей наверняка есть пачка дисконтных карт, которые владельцы некоторых магазинов именуют не иначе как выручалочками. Ведь, если верить рекламе, обладатели таких карт получают возможность экономить, делая выгодные покупки товаров со скидками. Однако в последнее время появилась тенденция, когда магазины заменяют классические скидочные системы на запутанные накопительные бонусные программы.
Сверять бонусы с реальным платежом нужно не отходя от кассы, как советовали персонажи известной кинокомедии. ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС
Непосильные скидки
Прежде всего потребителям надо понять, что ни один предприниматель не будет работать себе в убыток. Какие бы «выручалочки» ни появлялись в торговле, в первую очередь их миссия - выручать не покупателей, а торговую точку.
Судите сами. Запуск скидочных программ требует установки специальной программы автоматизации, в которую надо вложить серьезные инвестиции. Неужели предприниматели будут тратить дополнительные средства для того, чтобы покупатели платили за товары меньше? Конечно, нет. Зато скидочные проекты позволяют накапливать данные о клиентском поведении и определять, что чаще всего покупают посетители магазина, чем себя балуют и на что готовы тратить деньги, делая импульсивные покупки.
Но главная цель любой программы лояльности - удержание своего клиента, привлечение нового и наращивание суммы так называемого среднего чека. И то, что в продуктовых сетях стали появляться не скидочные, а накопительные карты, свидетельствует: бремя промоакций для ретейла стало неподъемным. Несколько лет назад в сложный для экономики период продуктовые сети в войне за покупателя приучили потребителей к сиюминутным скидкам. И загнали себя в ловушку.
Сегодняшние покупатели научились координировать свои походы в магазины по графикам промоакций, и магазинам приходится расширять эти акции и углублять скидки. Торговые сети задумались, как снизить затраты на акции и не потерять клиентов. Решение было найдено: теперь акции в магазинах все чаще будут проходить не в формате мгновенных поощрений, а в виде отдаленных накопительных программ. То есть скидку покупателям придется зарабатывать. Механизм прост: владельцы бонусных карточек, включаясь в игру, стараются совершать больше покупок, чтобы у них копились баллы, соответственно, товарооборот сети магазинов увеличивается.
В прошлом году такую программу запустила известная петербургская продуктовая сеть. На старте карточки выдавали всем покупателям магазина чуть ли не насильно. Условия игры, на первый взгляд, просты - за покупки на карточку начисляются баллы, которыми в результате можно расплатиться как живыми деньгами. Чем больше сумма чека, тем больше баллов начисляется на карту. Сама карта регистрируется в личном кабинете на сайте торговой сети. Там можно контролировать свой баланс и находить наиболее выгодные и актуальные предложения и скидки.
Однако на практике все оказалось не так уж прозрачно. Если по обычной скидочной системе на «красном» ценнике указана сиюминутная цена с учетом скидки, то бонусная программа предполагает накопление этих самых скидок с учетом всевозможных условий. Воспользоваться бонусами можно не здесь и сейчас, а когда-нибудь потом. Бонусы, которые вы получаете как владелец скидочной карты, как правило, до смешного маленькие. Так, в одном из вариантов ныне действующих программ лояльности 100 баллов это всего 10 рублей. И если вы купите товаров на 100 тысяч рублей, то получите всего 500 руб. При этом некоторые баллы (начисленные по специальным акциям) могут и сгореть, если их вовремя не потратить, а карточка может потеряться. Мало того: честно заработанные бонусы могут достаться не вам.
Сгораемые баллы
В моем кошельке с недавних времен тоже прописалась эта «выручайкарта». Чтобы ее активировать, я интуитивно ввела на сайт номер своего телефона согласно прилагаемой к карте инструкции и потом каждый раз послушно предъявляла ее на кассе. Когда накопленных баллов хватило для того, чтобы оплатить какую-то мелочовку, было очень приятно и даже проснулся азарт насобирать этих заветных баллов больше. Однако, когда количество накопленных баллов добралось до солидной цифры, использовать накопленное богатство у меня не получилось: все эти баллы... исчезли. Дали мне чек, где я ожидала увидеть кругленькую сумму, а там черным по белому красуется «0».
«Где же баллы?» - спрашиваю у кассира. А она руками разводит: «Наверное, сгорели по какой-нибудь акции».
Чтобы разобраться, что за вредная акция «съела» мои баллы, я вознамерилась внимательно изучить свой личный кабинет, где, по правилам, должна отображаться вся история моих покупок. Но не тут-то было. После нескольких попыток вбивания логин-пароля (это либо телефон, либо номер карты) ресурс выдал следующее: «Личный кабинет временно недоступен, но в ближайшее время работа будет полностью восстановлена. Приносим извинения за предоставленные неудобства». А позже я с удивлением узнала, что моя карта... вовсе не моя.
«Номер вашей карты зарегистрирован на другого человека. Просто вы случайно поменялись на кассе с какой-нибудь бабушкой», - объяснили мне по телефону «горячей линии». И, возможно, я бы с этим согласилась, но так и не поняла, почему из базы пропал мой номер телефона, который я лично вбивала в систему, бабушка-то не могла его себе присвоить.
Ассортимент хитростей
Как выяснилось, с подобной проблемой столкнулась не я одна. Одна из самых распространенных версий заключается в том, что карты, которые выдают в магазине, уже активированы. Сделать это проще простого, так как новые карты не запечатаны и их номера доступны всем. Соответственно, некто, который, к примеру, раздает покупателям новые карты, без проблем может заранее активировать их на свое имя. В итоге вы копите баллы, делая покупки, а предприимчивый некто ваши баллы через свое мобильное приложение снимет в свою пользу.
Другая схема - карты с баллами меняются на пустые непосредственно в кассовой зоне. Кто это может делать? Очень просто: например, продавец. Скажем, карта как бы случайно может упасть на пол или оказывается в слепой для покупателя зоне. Продавец ее поднимает и возвращает вам... уже другую карту. Вы остаетесь ни с чем, а умник - с вашими баллами. Вряд ли корректно перекладывать всю вину на продавцов и кассиров, тем более что и они сами на страничках тематических социальных сетей делятся в обсуждениях странными историями, как к ним в магазин регулярно заявляются молодые люди, у которых на картах накоплена внушительная сумма баллов. В дополнение к этой информации приведу текст объявления, на которое я наткнулась в Интернете: «Сливаю способ добычи карт с баллами, которыми можно платить полностью». Хакерский рецепт продается за 3 тысячи рублей.
Каждый играет за себя
На мою просьбу прокомментировать неприятную ситуацию, сложившуюся с бонусными картами, пресс-служба одной из компаний, управляющей ведущими петербургскими торговыми сетями, торжественно прислала отчет о своих финансовых успехах, сообщив о высоких темпах роста чистой розничной выручки. В отчете также было отмечено, что темпы роста спроса населения на продукты питания пока довольно низкие. Потребитель остается рациональным и высокочувствительным к промоакциям. Учитывая это, компания продолжает развивать программы лояльности.
По состоянию на 30 июня 2018 г., в общей сложности в трех розничных сетях, находящихся в управлении данной компании, были зарегистрированы 41,4 миллиона пользователей карт лояльности. А вот то, что на фоне этого миллионного карточного потока развернулась мошенническая индустрия, указывает на несовершенство системы, которое управляющая компания, судя по всему, замечать не хочет. Народ баллы копит, и ладно. Игра есть игра... каждый играет за себя.
Соответственно, чтобы не остаться в дураках в этой карточной игре, нужно быть очень внимательным. Прежде всего надо очень ответственно отнестись к процессу активирования карты и обязательно посещать свой личный кабинет на интернет-ресурсе магазина. Если заметите что-то подозрительное, выбрасывайте карту в ведро, иначе будете снабжать бонусами жуликов.
Чтобы исключить инциденты подмены действующих карт на кассе, имеет смысл свою карту как-то обозначить. Например, нарисовать на ней птичку или наклеить наклейку. Ну и, конечно, не стоит забывать о запутанных нечестных квестах «угадай цену на товар», которые в последнее время проводятся в торговых залах магазинов. От них, кстати, страдают в первую очередь пожилые люди, у которых есть сложности со зрением и вниманием, а также уставшие после рабочего дня люди среднего возраста. Плюс витающая в облаках молодежь. Но это уже совсем другая история.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6305) от 22.10.2018 под заголовком «Выручалочка с подвохом».
Комментарии