Тягачи идут на рекорд. Как РЖД модернизирует подвижной состав
От эффективной и устойчивой работы локомотивов зависят четкий ритм перевозок, экономическое благополучие российских железных дорог, качество обслуживания грузоотправителей и пассажиров. Компания «Российские железные дороги» имеет большой парк подвижного состава. На магистралях работают тепловозы, электровозы, электропоезда, дизель-поезда, дрезины и другие самоходные локомотивы и тягачи.
Первый образец двухосного тепловоза с дистанционным управлением. ФОТО предоставлено АО «Желдорреммаш»
Выжили, чтобы развиваться
Сегодня, вспоминая 1990-е, мы понимаем, насколько трудно было в эпоху безденежья обновить локомотивный и вагонный парк. На многих предприятиях производство такой техники упало до критической черты, и обновление было сведено к минимуму. В итоге к 2000 году большая часть подвижного состава была сильно изношена. Таковым он и достался РЖД в наследство от МПС.
Тогда важно было собрать заводы воедино, сохранить инженерно-конструкторские кадры, производственное оборудование и главное - работников массовых профессий. В 2002 году этим и занялась компания «Трансмашхолдинг». И если в 2003 году (в год образования РЖД) было закуплено всего 55 локомотивов, то в 2018-м железнодорожники приобрели 597 тягачей. Рекорд был побит в 2019 году, когда было закуплено более 670 локомотивов на общую сумму почти 89 млрд рублей.
«Сегодня российские железные дороги развиваются очень стремительно и эффективно. И уже нашему основному заказчику требуется другой локомотив, который позволял бы возить больше грузов с высокой степенью надежности», - считает первый заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Алексей Воротилкин.
По его словам, нужно учитывать все нюансы, необходимые для создания такого локомотива, который был бы востребован на российских железных дорогах. В первую очередь это локомотив, который обеспечит при перевозке грузов и пассажиров экономию энергоресурсов. Во-вторых, тягач-рекордсмен должен соответствовать самым строгим экологическим параметрам. А в-третьих, сегодня заказчику нужен не просто локомотив, который вез бы груз из точки А до точки Б, время от времени попадая во внеплановые ремонты, а локомотив, который имеет еще более высокую степень надежности.
С богатырской хваткой
«С ОАО «РЖД» мы пришли к взаимопониманию, согласились, что сегодня железным дорогам нужен локомотив с перспективой не менее чем на 40 лет. Это подход совершенно правильный: заказчик вправе потребовать, чтобы производитель отвечал за надежность и работоспособность техники, за ее соответствие параметрам, закрепленным и согласованным на этапе проектирования. И надежность не должна зависеть от цены», - уточняет Алексей Воротилкин.
Начиная с 2010 года на сети российских железных дорог ведется интенсивная модернизация подвижного состава, локомотивов, вагонов, моторвагонных электропоездов. Производители делают подвижной состав будущего. На смену старым типам и сериям локомотивов приходят современные машины, отвечающие всем требованиям, в том числе и экологическим.
По словам заместителя генерального директора «РЖД» - начальника дирекции тяги Олега Валинского, в ближайшие шесть лет компания планирует приобрести 5 тысяч новых локомотивов. На Октябрьскую железную дорогу в 2019 году уже поступило 35 новых локомотивов: 23 тепловоза и 12 электровозов.
Для обеспечения возрастающего грузопотока на участке Бабаево - Лужская в эксплуатационное локомотивное депо «Волховстрой» передано 10 грузовых трехсекционных электровозов постоянного тока ЗЭС4К. Они используются в том числе для вождения тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов.
Специалисты локомотивного депо «Бабаево» в 2019 году впервые на сети российских железных дорог начали эксплуатацию двух электровозов переменного тока серии 2ЭС7. Тяговый подвижной состав новой модели позволит снизить эксплуатационные издержки за счет применения асинхронного тягового привода.
В локомотивное депо «Санкт-Петербург-Варшавский» поступил мощный пассажирский тепловоз модели ТЭП70БС. Особенностью данного локомотива является наличие двухпроводной системы энергоснабжения вагонов, которая позволяет использовать его и для вождения скоростных межрегиональных поездов «Ласточка» на неэлектрифицированных участках в Псковской области и Республике Карелия.
Мал, да удал
Обновляется и парк маневровых тепловозов, теперь среди них есть и роботизированные машины. Так, локомотивное депо «Санкт-Петербург-Финляндский» получило 20 маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ. Еще два двухосных маневровых тепловоза модели ТЭМ31М пополнили парк локомотивных депо «Санкт-Петербург-Варшавский» и «Санкт-Петербург-Московский». Их выпускает Ярославский электровозоремонтный завод имени Б. П. Бещева (филиал АО «Желдорреммаш»).
Опытный образец был создан в 2009 году. Двухосный тепловоз ТЭМ31М предназначен для маневровой работы в первую очередь на промышленных путях. Поскольку на многих предприятиях давно не модернизируются железнодорожные цеха, не обновляется тяговый парк, появление компактной, но мощной машины стало долгожданной новостью.
Главное преимущество ТЭМ31М в его экономичности: он потребляет топлива примерно на 30% меньше, чем другие марки маневровых локомотивов. Еще одна сильная сторона - дистанционное управление, которое дает возможность выполнять маневровые работы без машиниста в кабине. Составителя поездов и машиниста теперь заменяет оператор, вооруженный пультом управления.
Достаточно нажать на одну из кнопок пульта, и тепловоз приближается к находящемуся на ремонтной позиции локомотиву; после нажатия другой кнопки тепловоз производит сцепку с локомотивом; оператор нажимает на третью - и маневровый отводит локомотив на нужную позицию. При этом если машина покидает зону сигнала управления, то она автоматически останавливается. В портфеле производителей еще много вариантов будущего локомотива, так что у заказчиков выбор есть.
Всего с 2009-го по 2019 год, за десять лет, прошедших с момента организации дирекции тяги, на сеть поступило почти 6 тысяч новых машин, что позволило значительно снизить процент износа локомотивного парка.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (6611) от 27.01.2020 под заголовком «Тягачи идут на рекорд».
Комментарии