Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм

В случае официального объявления туроператора о приостановке деятельности страховая компания «Ингосстрах» готова выплатить компенсации всем пострадавшим. «Все, кто не воспользовался ранее аннулированными турами, смогут претендовать на возмещение в пределах страховой суммы», - заявил по этому поводу заместитель начальника управления урегулирования убытков розничного бизнеса компании Вадим Тарасов.

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Он подтвердил, что «если страховой случай произошел в период действия договора страхования, но его убытки «проявились» за пределами срока договора, страховщик обязан произвести выплату». Это заявление стало логичным следствием проблемы с петербургской компанией «Матрешка-тур». Ведь на днях ее страховщик, СО «Якорь», разослал пострадавшим сообщение, из которого следует, что на компенсации могут рассчитывать только те туристы, чьи поездки не состоялись после объявления туроператора о банкротстве.

«Как следует из вашего заявления и прилагаемых к нему документов, причиненный вам ущерб возник до публичного заявления туроператором о прекращении туроператорской деятельности. Правовые основания для признания указанного в вашем заявлении факта страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора отсутствуют», - ответ с таким текстом уже получили примерно треть всех заявителей, отправивших документы в СО «Якорь». При этом страховщик ссылается на законодательство, а недовольным советует обращаться в суд. Однако активно обсуждающие тему в социальных сетях пострадавшие прямо пишут: «Толку, что выигран суд и есть исполнительный лист, никакого». «На счетах у «Матрешки-тур» денег нет, и решение суда - простая бумажка!» - замечают они.

Этот случай, как и ситуация с «Натали Турс», хотя и значительно отличается масштабами бедствия, очень похож по развитию проблемы. Стоит напомнить, что многие туристы «Матрешки-тур», сполна заплатив, не смогли реализовать свое право на отдых еще в декабре 2017 года. А в течение последующих шести месяцев оператор регулярно кормил их обещаниями возродиться и все компенсировать. Однако даже продажа вполне ликвидного актива ему не помогла, и в конце июня 2018-го «Матрешка-тур» объявила-таки о приостановке деятельности. На сегодняшний день в реестре пострадавших уже числится около 300 заявлений на общую сумму почти 35 млн рублей. Только вот договорными обязательствами «Якоря» предусмотрена выплата лишь 25 млн, а из первой сотни заявлений страховым признан только один случай - остальным в выплатах отказано по уже упомянутой причине.

С «Натали Турс» все развивается примерно так же. Несмотря на то что фактически компания не работает уже больше месяца, признавать себя банкротом она не торопится. Более того: ее глава Владимир Воробьев не раз заявлял, что по осени намерен «перезапустить» оператора. Но верится в это с большим трудом, поскольку масштабы проблемы с «матрешкиными» не сравнить.

Судите сами. По экспертной оценке (а точных данных в этом случае нет), у объявившей 4 июля об аннуляции всех подтвержденных туров «Натали Турс» до конца этого года реализовано более 30 тыс. «пакетов» на общую сумму не менее 1,2 млрд рублей. Если учесть, что примерно 95% из них продано от имени юридического лица «Панорама Тур» (это одно из юрлиц «Натали Турс»), а деятельность данной компании застрахована в «Ингосстрахе» на 50 млн рублей, легко подсчитать, сколько получат пострадавшие.

Нехитрые арифметические действия приводят к печальному для туристов результату: даже в том случае, если оператор официально признает себя банкротом, а «Ингосстрах», как и обещал, полностью выполнит финансовые обязательства, каждый из пострадавших сможет получить... около 4% суммы понесенных затрат. Если учесть, что у туроператора, согласно закону, имеется еще около 4,7 млн рублей в фонде персональной ответственности, а все финансовые обязательства холдинга «Натали Турс» могут привести к сбору примерно 156 млн рублей, сумма вероятного возмещения для каждого туриста вырастет до... 13% от потраченных на путевку средств. Причем сам Владимир Воробьев этот расклад отлично осознает. «Кто добьется компенсации, к сожалению, это будут не очень большие деньги», - признался он на одной из встреч с пострадавшими.

Это и заставляет многих из них уже сейчас обращаться в суд. Они надеются, что при вынесении положительного решения судебные приставы выбьют потерянные деньги. Однако и тут надежды на возврат средств довольно призрачные: как и в случае с «Матрешкой», обязательства «Натали Турс» перед кредиторами намного превышают размер имеющихся активов, а поскольку оператор до сих пор себя банкротом официально не признал, его подлинное состояние неизвестно. Не напрасно руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова подчеркивает, что вероятность выигрыша туристом дела в суде очень высока, но это вовсе не означает возврата денег. «Рекомендуем обращаться в суд самостоятельно, не прибегая к помощи адвокатов: затраты на них могут не окупиться даже в случае положительного решения», - замечает она.

Надо сказать, что московская общественная организация «Клуб защиты прав туриста» через суд уже потребовала от туроператора признания факта прекращения деятельности ООО «Панорама Тур». Жалобами от туристов переполнены Ростуризм и Роспотребнадзор. А Следственный комитет РФ и московская прокуратура изучают все обстоятельства случившегося. Однако будет ли от этого прок? Фактически «Натали Турс» не работает уже больше месяца: коллектив разбежался, офисы закрыты, а глава компании Владимир Воробьев, поначалу активно общавшийся с пострадавшими и не устававший раздавать обещания, теперь молчит и не стремится стать ньюсмейкером.

И если даже банкротство когда-то бывшей одной из крупнейших компаний России в сфере туризма «Натали Турс» случится, из ста вложенных в намечавшийся отдых рублей турист в лучшем случае сможет вернуть 13. А это говорит о том, что с лета 2014 года, когда в Петербурге лопнуло с десяток компаний (в их числе и такие известные, как «Нева», «Верса», «Солвекс-Турне»), а «гайки» законодательства вроде бы завернули до предела, в плане гарантированной защиты прав туриста практически ничего не изменилось.

#отдых #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6251) от 07.08.2018 под заголовком «Расплата вслед за банкротством?».


Комментарии