2Vtzqv4Hz9U

На вершине пирамиды. Какие виды финансового мошенничества сегодня существуют

«МММ», «Хопер-Инвест», «Русский дом селенга» - эти компании всем нам знакомы не понаслышке. От этих финансовых пирамид пострадали миллионы россиян. Казалось бы, горький опыт 1990-х годов в нашей стране должен был чему-то научить граждан. Однако пирамиды в нашей стране продолжают существовать. Они видоизменяются и мимикрируют под известные бренды банков, потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций. Как распознать финансовую пирамиду в зародыше и не угодить в ее сети, выяснял наш корреспондент.

На вершине пирамиды. Какие виды финансового мошенничества сегодня существуют | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Шанс выиграть есть, но не у всех


Индивидуальный предприниматель Александр из Брянска подпал под «обаяние» компании «Кэшбери», которая в 2018 году была признана Центробанком финансовой пирамидой, за несколько месяцев до ее краха. Ее создатель – человек, который называл себя Артуром Варданяном, - призывал вкладывать в компанию деньги. При этом за каждого нового участника тому, кто его приведет, предлагался денежный бонус.

Александр узнал о компании на специализированном сайте, где общаются инвесторы, вкладчики и лидеры интернет-мнений. «Меня привлек формат этого проекта и, честно, захватил азарт: авось получится, - вспоминает он. - Схема работы этой компании совсем не показалась мне похожей на «МММ», поскольку я отчасти знаком с тем, как все устроено в таких организациях».

Эту компанию рекламировали известные российские артисты: Николай Басков, Ольга Бузова и Валерий Меладзе. Причем довольно агрессивно. «Наши звезды вообще мало участвуют в раскрутке финансовых продуктов такого рода, поэтому, увидев знакомые лица с экрана, я почувствовал большее доверие к компании», - вспоминает наш собеседник. Впрочем, все это в нашей стране уже было: в 1990-е певица Лолита Милявская и телеведущий Александр Цекало также активно пиарили «Хопер-инвест».

Компания обещала 600% годовых при том, что доходы от вкладов в рублях в России в 2018 году немногим превышали 7%. «Я не считаю, что 600% - это внушительная сумма, - полагает Александр. - Несколько лет назад я увлекался трейдингом и знаю, что при правильной постановке целей и задач трейдеры могут зарабатывать больше 1000% в год». В итоге бизнесмен вложил в финансовую пирамиду 10 тыс. рублей. Смущало разве что графическое исполнение сайта и личного кабинета вкладчиков: оно не соответствовало заявленному уровню компании. Да и техподдержка хромала: операторы отвечали на вопросы неоперативно, с грамматическими и пунктуационными ошибками.

На первом этапе Александр ничего не заработал, хотя мог вывести оттуда исходную сумму. Он реинвестировал свой взнос, т.е. поставил полученный доход на денежный поток, дав своим деньгам вторую жизнь в надежде на большую прибыль. В таком случае вложенная тысяча рублей могла через год превратиться в три. Но как раз в этот момент все схлопнулось, и ничего спасти не удалось.

Швее из Усть-Илимска Оксане Гончаровой повезло больше: ей удалось вывести часть вложенных средств. О «Кешбери» ей рассказала коллега. Предложение компании казалось выгодным, и Оксана вложила туда 50 тыс. рублей. Первое время она действительно имела доход, использовала его, обналичивала и даже успела вывести на карту обратно 37 тыс. рублей в течение полугода. Все бы закончилось потерей только 13 тыс. рублей, однако перед самым распадом она, поддавшись внутреннему порыву, вложила еще 100 тыс. рублей, но с ними пришлось расстаться навсегда.

Потерпевшая никуда не обращалась, т.к. это, по ее словам, бесполезно. «Сама виновата: доверилась и пролетела, - призналась она. - Очень обидно, конечно, потерять деньги, но хоть не миллионы, как у некоторых вкладчиков. Поначалу компания работала, но потом что-то пошло не так. Та самая коллега, которая мне рассказала об этой фирме, потеряла 300 тыс. рублей, но до этого у нее тоже все было хорошо. Сейчас я не вспоминаю об этом случае, все в прошлом».

«Айфон» за четверть цены


Порой пирамиды действительно непросто разглядеть с первого взгляда, но общие признаки у них все же есть. Если у той компании, куда вы хотите отнести свои деньги, нет соответствующей лицензии, стоит задуматься. Если вас уверяют, что никаких рисков нет, что потенциальная доходность вложений будет выше рыночной в несколько раз, если доход вам уверенно гарантируют, не спешите связываться с такой структурой. Банк России ведет реестр инвестиционных платформ. Если интересующей вас компании в нем нет, это неспроста. Еще один звоночек - агрессивная реклама с привлечением известных лиц, однако в случае с молодой компанией, которая совсем не является пирамидой, на первых порах это может быть стратегией раскрутки.

Если на сайте компании нет информации об учредителях, учредительных документах и финансовой отчетности, это повод задуматься. Отсутствие собственных основных средств и других дорогостоящих активов компании также рождает вопросы: за счет чего она живет? Использование сетевого маркетинга («приведи друга - получишь бонус») и обещание иного уровня жизни – все это тревожные признаки. Однако важно, чтобы все эти признаки (или их часть) присутствовали в совокупности.

Помимо откровенных пирамид вроде «МММ-2011», участников которых изначально предупреждают, что на всех денег может не хватить, что все поступления идут за счет привлечения новых клиентов, есть и другие виды пирамид. Например, те, что предлагают оформить вклад, по которому гражданам обещается заранее установленный доход за определенное время. Это может быть и кредитно-потребительский кооператив (КПК), который якобы вкладывает деньги в сельское хозяйство и дарит пайщикам продукты, «произведенные на фермах кооператива», как, например, КПК «Сберагро». Особенно популярны в последние годы стали товарные пирамиды. Так, созданная в 2017 году компания «Дрим» до сих пор предлагает купить Iphone за 25% от его изначальной стоимости. Для этого нужно лишь привести в эту компанию пять человек. Однако в итоге у покупателей не оказывается ни денег, ни гаджета.

Век индивидуальных финансовых пирамид


По мнению Марата Сафиулина, управляющего Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ), сейчас мы наблюдаем четвертую волну финансового мошенничества. «Мы живем в эпоху онлайн-пирамид и криптопроектов, которая началась в 2017 году. Сегодня создавать интернет-пирамиды стало очень дешево, big data (от англ. «большие данные») позволяют учитывать специфику любого человека. В Интернете можно реализовать любое разнообразие легенд, а дистанционные расчеты стирают географические зоны безопасности. Все это позволит в ближайшем будущем создавать индивидуальные финансовые пирамиды», - уверен он.

Примечательно, что немногие знают о ФОГФ, в том числе и наши собеседники. Между тем, фонд работает уже 25 лет, в течение которых выплатил обманутым вкладчикам более 2,1 млрд рублей. В 2020 году эта сумма составила 60 млн рублей. Основные выплаты пришлись на конец 1990-х - начало 2000-х - шлейф суперпирамид 1990-х годов. Сейчас пострадавших меньше, но суммы потерь больше. За четверть века компенсации получили около 1,5 млн вкладчиков России. Однако воспользоваться помощью фонда можно один раз в жизни. В 2019 году в России официально было выявлено 317 финансовых пирамид. По состоянию на конец прошлого года в реестре недобросовестных компаний, вкладчикам которых фонд выплачивает компенсации, значилась 561 фирма.

Примечательно, что наши собеседники не увидели больших отличий между такими по факту мошенническими схемами работы частных компаний и проектами государства. «Смотрите сами, в крупных государственных банках, которые начисляют зарплату бюджетникам, постоянно меняются правила игры: изменяются процентная ставка и условия получения денег. Пенсионный фонд уверенно меняет схему работы вообще чуть ли не каждую пятилетку, т.ч. сколько мы с вами накопим на пенсию, никто не знает. Все это формирует устойчивое отрицание проектов от нашей власти. Поэтому многие люди идут в Интернет, где реализуют себя и свои проекты, и таких людей становится все больше. И если с государством ты всегда останешься в проигрыше, то с частниками есть шанс выиграть. Но государство всегда будет рассматривать подобные проекты как покушение на свою исключительность, - уверен Александр из Брянска. – В нашей стране существует большой спрос на качественные интернет-проекты. В представлении многих людей банки – это такие толстые коты, которые жиреют неправомерно, что порождает в обществе неприязнь к ним и к прочим традиционным финансовым институтам. Немногие могут торговать на бирже, но амбиции и простое желание сделать, например, ремонт в собственном доме есть почти у всех».

#деньги #мошенничество #финансы

Комментарии