Включить голову. Как не стать жертвой телефонных мошенников?

Мне позвонили из Москвы. Милый женский голос: «Михаил Юрьевич?.. Вам звонят из службы безопасности Сбербанка, зовут меня Марина. С вашего счета только что пытались перевести 5000 руб. на телефон другого человека. Но с вашего личного кабинета не пришло SMS-подтверждение транзакции, поэтому банк заблокировал ее. Вам надо срочно подключиться к сервису безопасности, я сейчас соединю вас с инженером, и вы просмотрите список транзакций, скажете, делали ли вы за последние пять дней покупки в супермаркетах. В некоторых из них старое оборудование, поэтому не стоит в них расплачиваться картой. По этому поводу вам должен был позвонить наш сотрудник. Не звонил? Разберемся. Мы бесплатно подключим вам страховку от мошеннических транзакций! Сейчас соединю вас с инженером, назовите номера своей карты и телефона».

Включить голову. Как не стать жертвой телефонных мошенников? | Фото: Pixabay / maslme

Фото: Pixabay / maslme

Это была быстрая скороговорка. Я чуть не купился. Но мозг включился вовремя. Спросил, зачем ей номер телефона, если она сама мне по нему звонит? Она мне: «Так надо. А вдруг телефон украли и вы - не вы?». Дальнейший разговор вообще напоминал какой-то бред. Я отключился. Но через минуту она позвонила вновь уже с другого номера: «Михаил Юрьевич! Не бросайте трубку, иначе мы не сможем вас защитить». Разговаривать с ней я не стал. Сам позвонил в Сбербанк по общему номеру 900 (с мобильного телефона). Меня соединили с реальной службой безопасности, сотрудник которой сказал, что я все сделал правильно - не поддался напору мошенников.

Эту историю я выложил в соцсеть и получил несколько любопытных комментариев. Одна знакомая отметила, что ей тоже звонили с чем-то подобным, а когда она не клюнула на странные предложения, звонивший закончил угрозой, что банк заблокирует ее карту на 120 дней. Кроме того, он пытался вынудить ее скачать на смартфон приложение, якобы способное защитить счет от мошенников.

Другая знакомая рассказала вот что: «Умная вроде бы тетенька (далеко не пенсионерка), выслушав подобное предложение, загрузила-таки «программу защиты счета». При этом еще рассказала про свои счета в других банках, в том числе про кредитный счет. И через пять минут денег не осталось нигде».

М. ПАНФЕРОВ

От редакции. 

Ключевые слова письма - «включил голову». Собственно, ничего иного и делать-то не нужно, чтобы не быть обманутым мошенниками, которые в данном случае рассчитывают лишь на одно: на тугодумие собеседника.

Выслушав очередную историю об очередном обмане, уже даже не удивляешься поведению «умной вроде бы тетеньки (далеко не пенсионерки)». Человек, имеющий счета в нескольких банках, да к тому же еще кредитную карту, при подобных обстоятельствах давно вызывает (простите) не сочувствие, а раздражение. Это его, а не мошенников, хочется спросить: доколе? Доколе соотечественники не будут включать голову?

А вот что реально достойно обсуждения, осмысления и расследования, так это наличие у мошенников актуальной базы данных. Барышня-злодейка знает имя-отчество, номер телефона потенциальной жертвы, а также и тот факт, в каком банке у нее имеется счет.

Один клик в поисковике, и вот оно: десятки предложений купить базы данных на все случаи жизни. Понятно, если это базы предприятий по отраслям: транспорт, производство велосипедов, выращивание картошки... Бизнесмены иногда даже приплачивают, чтобы вписаться в подобную базу. И стоит она недорого: 10 - 20 тыс. руб. Но базы персональной информации!!!

1,7 млн контактов физлиц в Петербурге продается в Сети за 85 тыс. руб.: имя, номер телефона, оператор мобильной связи, адрес. Аналогичная база московского региона (11 млн контактов) - 95 тыс. руб. Но это - в целом.

А печальная частность состоит в том, что в сентябре прошлого года произошла масштабная утечка данных о 60 млн счетов в Сбербанке. Этот факт широко обсуждали как в средствах массовой информации, так и в соцсетях. Роскомнадзор тогда официально подтвердил эту информацию после того, как нашел и заблокировал интернет-ресурс, на котором эта база продавалась - за 300 млн руб. Тогда Сбербанк информировал своих клиентов, что их деньгам ничего не угрожает.

Строго говоря, то была чистая правда. Автоматически мошенники не смогли ничего снять со счетов. База пригодилась им для «душевного» общения с вкладчиками, некоторые из которых сами указали дорогу к своим деньгам.

#мошенничество #деньги #обман

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 097 (6695) от 08.06.2020 под заголовком «Включить голову».


Комментарии