Главное - обезвредить. В Петербурге вырос спрос на услуги дезинфекторов

Коронавирус разграничил экономику, как линия фронта. В одном окопе те, кто несет огромные потери, а в другом – внезапно разбогатевшие. Среди последних оказались и дезинфекторы. Незаметный ранее рынок вырос в разы и резко прибавил в привлекательности.

Главное - обезвредить. В Петербурге вырос спрос на услуги дезинфекторов | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Положено по инструкции

Да и как ему не вырасти, если проводить дезинфекцию сейчас обязан каждый российский работодатель. Обработать раствором и затуманить веществом нужно школы, больницы, производственные площадки, транспорт, подъезды и даже тротуары. Все места, куда регулярно ступает нога человека. Некоторые поверхности и помещения подлежат ежедневной обработке, а некоторые и не раз в день - транспорт, например, необходимо обрабатывать после каждой поездки.

Вообще разобраться в рекомендациях Роспотребнадзора непросто. Единой общей инструкции нет – есть отдельные документы, относящиеся к различным отраслям. Существует рекомендательный список по веществам и растворам, которые эффективны против коронавируса. Но строго регламентированного перечня нет. Для ведомства главное, чтобы дезинфицирующие препараты имели свидетельство о госрегистрации.

Редкий руководитель предприятия готов разбираться с процентами активных растворов, временем экспозиции, рассчитывать соотношение квадратных метров к безопасности. А за невыполнение «обязательных рекомендаций» грозят серьезные штрафы. Поэтому проще нанять профессиональные агентства, благо в Петербурге таких компаний десятки.

При этом многие предприятия могут заказывать услугу только по федеральному закону через торги. На сайте госзакупок в настоящее время 19 активных аукционов. Стартовые суммы – от 40 тысяч рублей до без малого пяти миллионов. Заказчиками являются как государственные структуры и органы, так и коммерческие организации. Примечательно, что самые дорогие аукционы как раз у коммерсантов.

В день как за месяц

Как оценивают рост рынка сами петербургские дезинфекторы?

– Пик по спросу был весной. Летом ситуация выровнялась, но сейчас снова набирает обороты, – рассказывает менеджер службы дезинфекции Юрий Лукашов.

Если раньше его компании приходилось вкладываться в рекламу, то сегодня клиенты сами их находят.

– До пандемии обработки от вирусов и бактерий были редким явлением, а сейчас на этом рынке у всех работы хватает, и объемы заказов очень большие. На каждом аукционе по 5 – 6 компаний, объемы заказов выросли многократно. До пандемии было примерно 5 вызовов в месяц, чаще всего мы обрабатывали квартиры. Сейчас у нас каждый день по нескольку вызовов. Некоторые предприятия обрабатываются каждый день, – рассказывает Лукашов.

В арсенале дезинфектора кроме линейки препаратов должно быть специализированное оборудование. Чаще всего используется генератор холодного тумана. Он удобен тем, что распыляет вещество мелкой фракцией. В помещениях, где нет электричества, или на открытых площадках дезинфекторы применяют механические помпы. И на это оборудование весной также возник кратковременный дефицит.

Дмитрий Ковалев, менеджер по продажам другой службы дезинфекции помещений, рассказал, что даже по запросам в Интернете легко можно было отследить взрывной спрос на специализированное оборудование. Многие организации пытались купить приборы для своего служебного пользования, чтобы не заказывать услуги сторонних специализированных организаций. Но дефицит препаратов, так же как и дефицит оборудования, был быстро ликвидирован. К сегодняшнему дню спрос удовлетворен.

Посчитали – удивились

Внезапно разбогатевшая дезинфекция привлекла к себе внимание и других представителей бизнеса. Интерес к этому сегменту проявляют как малые и средние предприниматели, так и крупные производители оборудования.

Для первых интерес очевиден. При сравнительно небольших затратах на первом этапе есть вероятность быстро окупить вложения. Получать лицензию не нужно – она необходима только тем, кто обрабатывает медицинские учреждения. Свидетельства о госрегистрации дезсредств предоставляет продавец препаратов.

В типовом бизнес-плане для отрасли стоят привлекательные суммы. При стартовых вложениях 250 – 350 тысяч рублей, учитывая ежемесячные расходы 100 тысяч рублей, можно получить прибыль 100% и вывести предприятие на окупаемость уже через 3 месяца. Не бизнес, а сказка.

Вопрос только в том, как долго продержится спрос. Как скоро россияне выработают коллективный иммунитет, будет ли угрожать человечеству новый смертельный вирус? Разработчики новых технологий задаются примерно теми же вопросами, но их ресурсы позволяют анализировать рынок глубже – и сделать вывод об устойчивости спроса. Если раньше технологические новинки дезинфекции интересовали чаще животноводов, то теперь даже офисный сегмент рассматривает целесообразность установки, например, дезинфицирующих кабин на входе.

Маркетинговые исследования прошлых лет говорили о том, что рынок дезинфекции и раньше демонстрировал ровный линейный рост. С 2013-го по 2019 год он прибавлял ежегодно в среднем по 11%. Разумеется, пандемия резко изменила ситуацию. Количество поисковых запросов в «Яндексе» в январе – мае на услуги дезинфекции увеличилась в 2,4 раза.

Еще более красноречива статистика тендеров на сайте госзакупок. На эти услуги с января по май текущего года было объявлено 8312 тендеров, что на 81% больше, чем за аналогичный период 2019-го. А совокупная стоимость этих тендеров выросла почти в три раза.

А мы его хлоркой

Однако этот рост вызвал и серьезные проблемы. Пока вторая волна коронавируса все отчетливее приобретает признаки цунами, а статистика заболеваемости бьет новые рекорды, все чаще проявляются слабые места во взаимодействии рынка дезинфекции с надзорными контролирующими ведомствами.

Например, Роспотребнадзор до конца этого года отказался от плановых проверок. Ведомство выезжает на проверки по заявлению, в рамках прокурорских мероприятий и на очаговые вызовы. И со всем этим едва справляется, ведь очаги сейчас возникают по всему городу. И в школах, и на предприятиях, и в многоквартирных домах. Так что инспекторы практически круглые сутки на выездах, проверяя качество санобработки.

А качество это нередко вызывает вопросы. НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора пришел к выводу, что 40% дезсредств, используемых сегодня при массовых обработках пространств, не только неэффективны, но и могут быть вредны для здоровья человека и окружающей среды. Многие препараты имеют неограниченный срок хранения, и микробы выработали к ним резистентность.

Долгое время дезинфектология находилась в глубоком тылу и была обделена вниманием госорганов. Теперь же выяснилось, что профессионалов на рынке катастрофически мало. Да и коронавирус оказался слишком внезапным фактором. Что с ним делать и как обрабатывать такие площади, никто попросту не знал.

Например, ответственность за обработку подъездов жилых домов легла на управляющие компании, а средств на это предусмотрено не было. В итоге большинство парадных банально обрабатывали хлоркой, тем более что это не запрещено.

Логика в этом есть. На обработку хлоркой одной девятиэтажки уходит в среднем около 2000 рублей. Обрабатывать нужно через день – получается 30 тысяч в месяц. Если нанимать специализированную организацию, выйдет гораздо дороже, но качество и безопасность будут совсем на другом уровне. Большинство УК, разумеется, предпочитают экономить, рискуя здоровьем населения.

На этом фоне напрашиваются дополнительные меры контроля. На Совете по правам человека при президенте России прозвучало предложение вводить обязательное лицензирование для специализированных предприятий, а также для всех производителей дезсредств. Если предложение пройдет, то рынок дезинфекции может оказаться уже не такой золотой жилой, как в последние полгода. Тем более что до массового применения вакцины, как нам обещают, уже рукой подать...

#коронавирус #безопасность #дезинфекция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6772) от 26.10.2020 под заголовком «В тумане дезинфекции».


Комментарии