До последней иголки: швейная отрасль переживает кризис
В конце мая в Госдуме РФ прошел «круглый стол» «Вопросы поддержки российских производителей швейной отрасли». К сожалению, на мероприятии пришлось обсуждать не победы, а плачевное состояние, в котором оказалась отрасль.
Фото: Pixabay / Stevepb
Представители швейной промышленности отметили, что на фоне постоянно падающих продаж канули в Лету многие слагаемые легпрома. Практически отсутствует производство мужских костюмных тканей, как вообще и тканей широкого ассортимента. Нет у нас производства комплектующих, даже швейных игл, фурнитуры. Оборудование в отрасли в основном устаревшее, а сама отрасль практически полностью зависит от импорта.
Доля российских производителей на рынке отечественной текстильной промышленности составляет всего 10 - 12%. Для сравнения: в начале 2000-х этот показатель находился на уровне 25%. Падение загрузки мощностей в отрасли приближается к 50%.
Итоги работы легкой промышленности в 2018 году показали, что при росте объемов производства швейной продукции (в 2018-м индекс производства одежды в стране составил 104,1%), увеличился выпуск отдельных видов специальной и ведомственной одежды, объем отгруженных товаров составил 99,1% к уровню 2017 года. В частности, сократилось производство таких основных видов одежды, как костюмов и комплектов мужских и для мальчиков из текстильных материалов (на 13,1%), мужских брюк (на 6,5%), мужских рубашек (на 8,1%), платьев женских и для девочек (на 9,3%), одежды для детей младшего возраста (на 10%). В целом допущено суммарное снижение прибыли в производстве одежды на 24,2% (9,1 млрд руб.).
Ранее президент Российского союза производителей одежды Светлана Беляева отмечала, что сложная ситуация, сложившаяся на индустриальных швейных предприятиях во втором полугодии 2018 года, серьезно обострилась в 2019 году.
«В списке причин - падение потребительского спроса по всей линейке ассортимента швейных изделий. Статистика показывает снижение объемов продаж на 30 - 40% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, - подчеркнула Беляева. - Естественно, не улучшают ситуацию фактический рост налоговой нагрузки на производственные предприятия, высокие пошлины на ввозимое сырье, 95% которого поступает из-за рубежа».
Как отметила эксперт, при численности персонала 250 - 1000 человек предприятия отчисляют в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды РФ 40 - 45% своей выручки в виде НДС, налогов, в том числе на прибыль, НДФЛ и начислений на зарплату.
По мнению представителей отрасли, до сих пор так и не решены ключевые проблемы легпрома - снижение процента кредитования, сохранение объемов нелегальной товарной продукции: на сегодняшний день на рынке не менее 45% контрабанды и контрафакта.
Несмотря на то что отечественные швейные предприятия производят продукцию высокого качества, конкуренции на мировом рынке они не выдерживают. Кроме того, для российских товаров, экспортируемых в зарубежные страны, установлен высокий уровень ввозных таможенных пошлин, который больше походит на ввозную заградительную пошлину: Монголия (от 10%), Латвия и Эстония (до 12%), Китай (20%). Это приводит к увеличению цен экспортной продукции до 30% и снижению ее конкурентоспособности на зарубежных рынках.
Падение объемов выпуска продукции за прошедший период привело к сокращению численности работников в отрасли на 5 - 8%. При численности работающих в производстве одежды в 2018 году 135,8 тыс. человек. По расчетам экспертов, в 2019 - 2020 годах отток высококвалифицированных специалистов может составить до 30 тыс. человек. Что касается средней заработной платы в отрасли, то она по-прежнему остается низкой (19,7 тыс. рублей) и едва достигает 50% средней зарплаты в обрабатывающей промышленности (39,8 тыс. руб.).
Выход из сложившейся ситуации представители отрасли видят в переходе средних по численности швейных предприятий на упрощенную систему налогообложения, в установлении пониженной ставки НДС и его уплате по реализованной продукции, а не по факту ее отгрузки. Также предлагается обязать торговые сети закупать не менее определенной доли отечественной одежды и предоставлять ей часть площадей по льготным арендным ставкам.
Читайте также о том, что трикотаж из Петербурга покупают в Италии и Китае.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6453) от 05.06.2019 под заголовком «До последней иголки».
Комментарии