Главная городская газета

Почему в Петербурге почти не шьют одежду для тинейджеров

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Tax free в России: первые итоги

Недавно в России была запущена система возврата налога на добавленную стоимость (НДС) с товаров, приобретенных иностранными гражданами в отечественных розничных магазинах. Читать полностью

Новое производство появится на Кировском заводе Петербурга

На территории завода будет проведена локализация высокотехнологичных производств Лаборатории специальных сталей и сплавов и завода «Универсалмаш». Читать полностью

Получится ли у Петербурга стать центром притяжения для финских туристов?

Петербург и Ленинградская область на наших глазах превращаются из оплотов индустрии в центр мирового туризма. В отчетах чиновников - числа с шестью нулями: 7 миллионов гостей в год, 10 миллионов - кто больше? Читать полностью

Рост, доверие, инновации: в Северной столице стартует ПМЭФ-2018

Чем запомнится Петербургский международный экономический форум в этом году? «СПб ведомости» разобрались в обширной программе мероприятий ПМЭФ. Читать полностью

Цифровые верфи и будущее судостроения в Петербурге

В городском Центре импортозамещения и локализации специалисты, бизнесмены и чиновники собрались, чтобы обсудить проблемы отрасли. Читать полностью

Акциз на бензин - курс на снижение

Чтобы заморозить цены на топливо, будет снижена стоимость бензина.
Читать полностью
Почему в Петербурге почти не шьют одежду для тинейджеров | Современные модельеры из кожи вон лезут, чтобы угадать запросы подростков. Но даже ультрасовременная школьная форма - еще не гарантия того, что новшество приживется «в тусовке». Фото: Антон Новожережкин / ТАСС

Современные модельеры из кожи вон лезут, чтобы угадать запросы подростков. Но даже ультрасовременная школьная форма - еще не гарантия того, что новшество приживется «в тусовке». Фото: Антон Новожережкин / ТАСС

Выживать производителям одежды в нашей стране сегодня сложно. Однако эксперты индустрии моды уверены, что на рынке еще есть свободные ниши. К примеру, если рынок одежды для детей более-менее насыщен, то для подростков в Петербурге, как и во всей России, практически никто не шьет. По прогнозам экспертов, спрос на продукцию данного сегмента в перспективе будет расти. Об этом рассказали участники «круглого стола» Международной детской ассамблеи моды, который состоялся в рамках выставки «Планета детства».

Рынок вышел из пеленок

Долгие годы рынок детской одежды был наиболее стабильным на фоне ситуации в других сегментах. Однако в ближайшее время сферу нарядов для тинейджеров ждет кардинальная трансформация. Причина - тенденция к снижению рождаемости в стране. По данным Росстата, в прошлом году уровень рождаемости в России снизился на 10,7%. По этому показателю 2017-й оказался худшим годом последнего десятилетия. В ближайшие годы ситуация будет только ухудшаться, так как количество женщин репродуктивного возраста до 2032 года уменьшится на 28%.

Естественно, что эти демографические изменения отразятся на рынке детских товаров. Так, рынок одежды для новорожденных и детей до пяти лет уже сегодня невелик и продолжает сокращаться. При этом количество мальчиков и девочек 6 - 8 лет будет расти до 2022 года, а далее количество ребят этого возраста станет уменьшаться. И только сегмент детей от 9 до 17 лет демонстрирует положительную динамику. Соответственно, швейники должны верстать свои бизнес-планы с расчетом на новую потребительскую «альфа-группу».

Удивительно, но сейчас подростковый сегмент производители одежды особо не жалуют. «У подростков есть такой период, когда детская одежда им уже не подходит, а для взрослых вещей они еще не доросли. В результате ребята остаются раздетыми, так как одежды, которая бы им подошла, на рынке просто нет», - комментирует ситуацию стилист Лера Чернова.

По мнению модельеров, производителям удобнее шить одним махом на всех и сразу - по единому лекалу без учета разницы в комплекции представителей той или иной возрастной группы. При этом современные дети и подростки с фактурной точки зрения очень разные, и их сложно вписать в жесткие размерные стандарты.

Если ребенок чуть крупнее или худее, ниже или выше своих сверстников, то красивую и модную одежду для него найти практически невозможно. Такую одежду никто не шьет, поскольку найти максимально оптимальную размерную сетку для подростков очень сложно. А чтобы создать удобную одежду, которая бы садилась на фигуры детей, необходимо и вовсе отклоняться от базовых лекал. Естественно, это неудобно, и никто не хочет напрягаться.

Поколение «нет»

Еще одна сложность работы с подростками в том, что они сами не знают, что хотят, и других не слушают. Пока дети маленькие, их предпочтения не учитываются - что им носить, определяют мамы. Мамины предпочтения контролировать легко. Когда же проявляется личность ребенка, начинаются сложности, так как угождать подросткам бесполезно: что бы им ни предлагали, им все не нравится.

В некотором смысле ситуацию спасают ателье с собственными магазинами, которые специализируются на создании неформальной эпатажной или фрик-одежды, оригинальных костюмов в стиле рок или аниме, костюмов для скейтеров. В большинстве случаев эти модели можно заказать даже по индивидуальным меркам. Как правило, такая услуга обходится в 10% от стоимости модели.

«Несмотря на то что субкультуры как таковые умерли вместе с эмо-культурой, подобные модные ателье, занимая на петербургском рынке определенную нишу, успешно развиваются, - объяснила Лера Чернова. - Проблема в том, что подростку, даже неформальному, нужно в чем-то ходить школу, в приличные общественные заведения, и найти для этого обычную подростковую одежду на каждый день сегодня очень сложно. И если бы наши дизайнеры задумались над этим и грамотно проработали тему, то наверняка смогли бы поймать волну».

Трудности взросления

На фоне перечисленных проблем в создании детской и подростковой одежды отечественным швейникам все сложнее вписаться в приемлемое соотношение цены и качества.

«Я хочу шить хорошие качественные вещи, но практика показывает, что с такой позицией выжить на рынке нереально, - признается директор ателье «Пуговица» Ксения Дорошка. - Сложно перебить цены товаров известных детских брендов, которые реализует сетевой ретейл. Невозможно конкурировать и с продукцией зарубежных интернет-ресурсов, бизнес которых в России никак не регулируется».

Небольших дизайнерских швейных ателье, как у Ксении, сегодня в Петербурге много. Они быстро открываются, но с такой же скоростью и закрываются.

«К нам в ателье устраиваются на работу швеями девушки после окончания специализированных колледжей, - делится опытом Дорошка. - Но, немного поработав, они уходят в собственное плавание с суперидеей стать звездным дизайнером. Они открывают что-то свое и через полгода или год исчезают, потому что найти на каждую суперидею клиентов очень сложно».

Чтобы выжить на рынке и удержать баланс между качеством и адекватной ценой, производителям приходится сокращать издержки производства. Но это удается лишь крупным проектам.

«Ткани дешевле приобретать за рубежом, - делится опытом учредитель производства собственной торговой марки для детей LisaWeta Светлана Князева. - Я сама езжу за тканями на китайские текстильные фабрики. Для сравнения: такие же ткани, представленные этой весной на крупнейшей текстильной выставке в Москве, имели кратную наценку. Производство мы разместили в Средней Азии, что позволяет нам прилично экономить на налогах, арендных и коммунальных платежах, а также на логистике при поставках тканей из Китая».

Малый бизнес изменил и структуру сбыта. Если раньше мы имели по всей России небольшие розничные магазины, то в условиях захвата рынка сетями ателье и фабрики ушли со своим товаром в Интернет.

Мода на вырост

Вслед за потребительской аудиторией взрослеет и детская мода. «Детская одежда копирует изделия для взрослых, - отмечает владелица производственного ателье Тenue Preferee Atelier дизайнер одежды Татьяна Жукова. - В результате сегодня актуален стиль Family look, который подразумевает одинаковые наряды, например, платья для мамы и дочки. Но в целом этот стиль подразумевает одинаковую одежду (или ее элементов) для каждого члена семьи».

Появился такой стиль в США во время Великой депрессии, когда было востребовано возрождение культа семьи. В те времена можно было встретить огромное количество мам и дочек, одетых в одинаковую одежду. Этот тренд имел и практическую основу, поскольку детскую одежду в целях экономии приходилось шить из оставшихся отрезов тканей для создания взрослых нарядов.

В середине прошлого века стиль перекочевал на обложки модных журналов и поздравительные открытки - стало модным фотографироваться всей семьей в одинаковой одежде. Теперь эта идея пришлась по вкусу и россиянам. Сегодня эффектные фото людей, наряженных в одежду в стиле Family look, часто встречаются на страничках в социальных сетях. Несмотря на то что коллекции пользуются спросом, найти подобные предложения в северной столице пока проблематично.

«Одежда для детей наконец расширила границы цветовой палитры и перестала делиться на голубое для мальчиков и розовое - для девочек, - продолжает перечислять тенденции детской и подростковой моды Татьяна Жукова. - В детском гардеробе стали появляться наряды сложных оттенков - например фисташкового. То же можно сказать и о тканях. Если раньше кашемир и бархат были привилегией взрослых нарядов, то сегодня эти ткани перекочевали в детские коллекции».

По мнению специалистов, по-прежнему удерживают ведущие позиции современные виды трикотажных тканей, деним, экологичный (искусственный) мех, имитирующий овчину или норку. Именно из этого материала создаются модные шапочки с анималистичными ушками, стилизованные под образы зверей - лисиц, волков, кошек. В подростковых коллекциях на пике популярности логомания, когда одежду украшают различными логотипами и слоганами. В моде - аббревиатуры, отрывки текстов, лозунги, а также музыкальная символика, интернет-словечки из социальных сетей, а также обилие пуговиц, нашивок и аппликаций.

Чтобы удовлетворить столь пестрый спрос, петербургские швейники еще не один год будут изобретать новые лекала для одежды и способы проникнуть в глубины сознания подростков северной столицы.

Материал был опубликован в газете под № 085 (6194) от 16.05.2018 под заголовком «Не оденешь, не обуешь».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook